search
main
0

Дар искусного чтения,. или Еще раз о задачах гуманитарного образования в школе

На днях мой ученик, родом из Дагестана, убежденный мусульманин, подошел ко мне с «Фаустом» Гете и сказал: «Лучшая книга, какую я когда-либо читал. Как тут написано о Боге, дьяволе и человеке!» Потом видел его с этой книгой на всех переменах – читает. И перед уроком мировой художественной культуры, и перед литературой, и перед физикой. «Фауста» нет в школьной программе. Совсем нет. И слава богу. Потому что к нему этот ученик пришел сам.

«Пушкин – наше всё», «Пушкин – солнце русской поэзии», «Роман Пушкина – энциклопедия русской жизни» –  так привычно и ровным счетом ничего не будоражаще звучат темы, из года в  год кочующие по школьному преподаванию классика нашей литературы. И в результате этого для 95 процентов населения страны А.С.Пушкин так и остается ничего не греющим солнцем.Основные проблемы преподавания литературы в школе в течение вот уже двадцати постсоветских лет – неопределенность в содержании предмета, отсутствие четко сформулированных актуальных образовательных задач: на «останки» советской (как раз довольно четко выстроенной) системы наслаиваются требования ЕГЭ, и все это приправляется модными ныне информатизацией, модернизацией и профилизацией. Вот и получается, что тенденциозная подборка авторов, произведений и, главное, их трактовок дополняется выучиванием терминов для части В в ЕГЭ (попутно с правилом «двух аргументов»), ну и еще компьютерные презентации с меняющимися под музыку картинками и бодро скачанным из Сети текстом.Возникает вопрос: как все вышеописанное связано с жизненным пространством подростка? Как гуманизирует его? Как работает с актуальными для него в этот момент его жизни ценностями? Не делит ли он надвое свою жизнь и жизнь урочную? Становится ли для него происходящее на уроке жизненным событием?Одна  моя знакомая, преподающая литературу в медицинском училище, как-то сформулировала, на мой взгляд, очень верно: у нас всё пытаются научить, что читать (как трактовать смысл, в чем видеть идею, «моральный урок»), вместо того чтобы попытаться научить, как читать, доверив ученику, умеющему видеть деталь или ритмический повтор, понимать содержание самому. Или же, испугавшись советских трактовок, подменяем их литературоведением, которое, если говорить о среднестатистическом подростке, не только никогда в будущем не окажется ему в жизни нужным, но и сейчас не будет воздействовать на приращение его личности.Ведь  если понимать в качестве основной задачи школьной педагогики  формирование и развитие личности человека, то всякое действие – особенно в таком предмете, как литература, каждый день, каждый урок выходящем на разговор о человеке, – должно снова и снова решать эту задачу. А наша классика, как и любая классика, тем и замечательна, что при правильно расставленных зеркалах оказывается актуальной для всякого времени и места, обнаруживая в себе знание того, что происходит с читающим ее, кем бы он ни был, когда бы он ни жил, разговор с ним, утешение и сопричастность ему.Конечно, в эпоху, когда дети с трех лет нажимают кнопки на компьютерной клавиатуре, когда грубость восприятия становится одной из основ цивилизации (это вообще интересно – как прогресс ХХ века рука об руку движется с упрощением восприятия окружающего мира), важнейшей задачей преподавания искусства в школе становится именно осознанная работа по формированию чуткого восприятия: зоркого глаза, чуткого уха, тонкой кожи. Человек, так существующий в своем жизненном пространстве, – вот он, счастливый воспитанник развивающей личность школы. А ведь именно тонкость блоковской кожи, предельно искренне доверенная бумаге и через нее читателю, а ведь именно зоркость гоголевского глаза, забавляющегося и страдающего одновременно своим видением, и открываются счастливцу, получившему в отрочестве и юности (когда, по словам Мераба Мамардашвили, только и может человек узнать что-либо в этой жизни) дар искусного чтения.  Приращение своей личности, а через это приращение мира – такая скромная задача стоит, на мой  взгляд, перед гуманитарным образованием в школе. А «Фауста» пускай прочтут сами. ​Александр ДЕМАХИН, учитель мировой художественной культуры Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского Московской области, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте