Любовь Евгеньевна МОСОЛОВА живет и работает в городе Бердске Новосибирской области, он находится совсем недалеко от Академгородка, практически на берегу Обского водохранилища, которое мы, аборигены, называем морем. Встретиться очно нам помешали объективные обстоятельства. Во-первых, длинный рабочий день победительницы областного конкурса «Учитель года»-2022. Во-вторых, обычное и непредсказуемое для наших мест явление, а именно мощный снегопад и временно непроезжие, непроходимые дороги.
Спасибо современным средствам связи, беседуем вечером по Интернету. По виду моя собеседница похожа на старшеклассницу, и ее отчество тут же улетает из моей головы. Люба – одна из самых молодых участниц конкурса, однако по разговору сразу чувствуется: да, это учитель, пусть пока не во всем уверенный, весьма самокритичный, но при этом прекрасный аналитик, который, безусловно, знает свой предмет. Говоря об учениках, улыбается, охотно делится своими заботами и наблюдениями. Так как у нее прекрасно разработанный, регулярно пополняемый собственный профессиональный сайт, я заранее изучила размещаемые ею материалы и осталась под хорошим впечатлением.
Вспомнилось, как я начинала подобную работу в 1995 году, как много лет обучала педагогов области в областном Центре информационных технологий. С тех пор, конечно, вся сфера ИКТ развивается со скоростью света. Сегодняшние возможности не сравнить с теми, что были много лет назад. Проводя мастер-классы, выступая с докладами на конференциях в последние годы, я пользуюсь совсем иными средствами, все происходит куда быстрее, да и мои слушатели подготовлены куда лучше. Любовь Евгеньевна принадлежит к тому поколению, для которого Интернет, средства связи были всегда, их использование как бы дано. Привлекает то, что она считает необходимой частью своей профессиональной деятельности обмен опытом, размещение своих наработок на сайте. Отклики и пожелания приветствует.
В текущем году у Мосоловой большая нагрузка – 36 часов в неделю. Почему так получилось? Я знаю, не последнюю роль играет зарплата, на одну ставку не проживешь. Но Любовь Евгеньевна поясняет, что есть и другие причины. У нее были запланированы старшие классы, однако к началу учебного года выяснилось, что в связи с нехваткой педагогов «завис» пятый класс. «Нельзя же оставить детей без русского языка и литературы, ведь пятый класс – это огромная перемена в жизни ребят, переход от начального этапа обучения к средней школе», – объясняет Любовь Мосолова. Дирекция относится к проблеме с большим пониманием и при первой возможности постарается разгрузить учительницу. А пока у нее 6-8 уроков в день. Говорит, что справляется.
Как пришла в профессию? Любовь улыбается:
– С детства я мечтала помогать людям, делать мир лучше. Как воплотить эту мечту в реальность? Стать учителем! Отличным учителем. К счастью, в моей жизни было много примеров прекрасных педагогов: моя бабушка – учитель биологии и географии, мама – музыкальный руководитель в детском саду. Они научили меня с трепетом относиться к детям, слушать и слышать их. Иного пути для себя я просто не видела. Знаете, я помню, как бабушка, мама приходили с работы, рассказывали, что было за день, чем порадовали, удивили, насмешили дети. Их лица всегда светились добром. Мама по-прежнему работает, я вижу, что она остается молодой. Ведь пребывание целыми днями в кругу детей накладывает отпечаток и на нас, взрослых, в чем-то мы сами остаемся юными!
Глядя на молодое лицо у себя на экране, я с трудом удерживаюсь от очевидного комментария. Думаю, Люба еще долго будет нести в себе этот заряд юности.
Что главное в ее профессии, какие качества особенно важны для преподавателя? Отвечает не задумываясь. Доброта, отзывчивость, профессионализм, ответственность, креативность, любовь к детям. Знание предмета тоже дано, подразумевается само собой.
Мы естественным образом переходим к методической части интервью и обсуждению конкурса. Я спрашиваю, почему она назвала свою методику «Буктрейлер». Необычный подход к подаче материала, о котором можно прочесть на сайте педагога, вызвал интерес. Мне как специалисту по иностранным языкам также хотелось узнать, чем был продиктован выбор иностранного термина, его использование на уроке Любовь придумала сама, по аналогии с прижившимся словом «буккроссинг». Идею, как она считает, ей дали ученики и хорошее знание методической литературы.
Современные дети хорошо знают, что такое трейлер, постоянно обсуждают, кто что видел в Интернете, что трейлер рекомендует одноклассникам, а что не стоит смотреть. Как только педагог впервые предложила на уроке литературы заняться созданием трейлера по очередной книге, это сразу побудило ребят взглянуть на привычную тему по-новому. Занялись поиском в Сети, стали бурно обсуждать, что и как можно сделать. Вот что пишет педагог на сайте: «Буктрейлер – особый тип визуальной интерпретации художественного (как классического, так и современного) текста средствами мультимедиа с целью привлечения читательского внимания [С.Д.Колова, А.С.Врублевский, 2019]».
– К сожалению, интерес к чтению у подростков в нашей стране снижен, – отмечает Мосолова. – Поэтому перед преподавателем стоит сложная задача: помочь ребенку полюбить книги. В современной педагогике существует огромное количество методов и приемов, которые повышают интерес учеников к чтению. Создание буктрейлеров является одним из них.
В своей работе я использую буктрейлеры двумя способами:
1) видеоролик создается учителем и показывается перед изучением нового произведения, для того чтобы пробудить интерес учеников. Таким образом, буктрейлер используется на начальном этапе работы с произведением;
2) видеоролик создается учащимися после изучения произведения и выступает в качестве творческой итоговой работы. Подобное задание помогает не только проверить, насколько хорошо усвоен материал, но и раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Работа может быть выполнена как индивидуально, так и в группе (паре). Создание видеоролика в составе группы помогает ребятам развить коммуникативные навыки.
На сайте дано множество ссылок на более подробные указания и разъяснения, можно напрямую скачать предлагаемые уроки или же попробовать разработать их самостоятельно по аналогии.
Другой подход к изучаемому материалу – инсценировка любой известной истории. Любовь Евгеньевна создала целый спектакль по знакомой с детства и любимой сказке «Золушка». Ее цель – задействовать всех учащихся, помочь каждому реализовать свой потенциал, будь то написание сценария, режиссура, оформление декораций, создание костюмов или актерская игра. Свои идеи она обсуждает на сайте: «Современные дети каждый день сталкиваются с огромным количеством информации, легко потеряться в ее бурном потоке. А вот найти себя и свое место в мире становится труднее. Но не нужно отчаиваться! Всегда найдется человек, который поможет, подскажет. Мне бы хотелось быть таким человеком для своих учеников. Вижу живой интерес к театральному искусству – ищу возможность помочь ребенку проявить себя. Так в нашей школе появилась мастерская интерактивных спектаклей «Сказка оживает». Интерактивный формат подразумевает не только актерскую игру, но и коммуникацию с залом, включение зрителя в представление. Если литературное произведение заставило задуматься над серьезными нравственными вопросами, то есть возможность высказать свое мнение и послушать других во время дебатов на уроке литературы. А если интересуешься компьютерными играми и любишь русский язык, то вместе создадим онлайн-игру, которая поможет твоим одноклассникам лучше усвоить материал. Школа – это не только домашние задания и уроки. Это еще и миллион возможностей!»
– Вы знаете, занимаясь любой подобной работой с детьми, я всегда чувствовала себя уверенно. Достаточно знаний, опыта, я взрослая, руководитель всего процесса. А вот во время различных этапов конкурса я ощутила себя совсем иначе. Поняла, что мне нужно тренироваться: выступать на публике, учиться видеть и оценивать реакцию слушателей, зрителей. Оказалось, что не так легко быть самой молодой участницей, – делится Любовь. Тут я не выдерживаю и серьезно уверяю ее: через пару десятков лет этот недостаток уже никто не заметит.
Остается ли время на хобби при таких нагрузках? Люба увлекается бегом, когда позволяет сезон (с октября по май у нас в Сибири стоит зима). Привлекают педагога пеший туризм, походы на природу. Фотография – еще одно увлечение Любы с детства, она много снимает круглый год. И всегда открыта новому, мало ли что еще предстоит исследовать в жизни!
Почему занялась изучением преподавания русского языка как иностранного? В последние годы в связи с наплывом семей из бывших республик Советского Союза, особенно из Средней Азии, в школу приходит много детей, в чьих семьях взрослые практически не говорят по-русски. Часть детей до переезда в Сибирь вообще не ходили в школу. Весь процесс учебы для них – диковина. Ну как им преподавать, скажем, синтаксис, да и всю грамматику русского языка? Традиционные методы тут не подходят, дома им никто не поможет. Поэтому, считает Любовь Евгеньевна, нужно перестраивать методику, давать им иные упражнения, помогать понять материал. Кроме того, имея класс, где половина ребят из местных семей, а половина – приезжие, приходится продумывать заново все учебные планы, на лету самой учиться вести уроки одновременно для двух совершенно разных частей класса. Она уверена, что справится, потому что имеет хорошую поддержку и в семье, и в коллективе.
– Школа – это место, где невозможное становится возможным, – утверждает Любовь. – Каждый день – шанс узнать что-то новое о мире, о людях, о себе. Ребята учат меня быть открытой миру и не бояться перемен, а я помогаю им воплощать мечты в реальность.
Будет ли она в дальнейшем участвовать в конкурсах? Думает, да. Возможно, в каких-то других, хочется попробовать себя в разных качествах. Нужно поработать над собой. Как учиться выступать перед взрослой аудиторией, как оценить себя? Я советую, по собственному опыту, для начала записать себя, сделать аудио, видео, а потом посмотреть. Сразу наглядно видно, что стоит изменить, что оставить. Нужно ли, например, говорить быстрее или медленнее, тише или громче. Что повторить, что сказать один раз или перефразировать. Какую позу лучше всего принять, как держать внимание слушателей. Главное – всегда оставаться собой. Профессионализм, знание предмета, любовь к детям у нее уже есть. А опыт обязательно накапливается с годами.
Блицопрос
– Кто ваши любимые женские литературные персонажи?
– Маша Миронова («Капитанская дочка») и Татьяна Ларина («Евгений Онегин»), Элизабет Беннет («Гордость и предубеждение» Джейн Остин), Джозефина Марч («Маленькие женщины» Луизы Мей Олкотт), Гермиона Грейнджер (серия романов о Гарри Поттере Дж. К. Роулинг).
Это все деятельные героини, умеющие справляться с трудностями, чудесные девочки и женщины.
– Над чем считаете нужным работать в профессиональном плане?
– После конкурса «Учитель года» я поняла, что надо трудиться над улучшением ораторского искусства, развивать навыки выступления. Хочу совершенствоваться в методическом плане, узнать большее количество приемов и форм подачи материала.
– Если не собой, то кем бы вы хотели быть, может быть, кем-то из любимых героинь или героев?
– Вы знаете, мне кажется, что очень важно оставаться собой. Хочется не терять себя. От каждой любимой героини можно взять что-то. Например, энциклопедические знания Гермионы Грейнджер, ее таланты. Жизнелюбие и порядочность всех названных выше героинь. А еще мне иногда хочется быть такой же душой компании, как Василий Теркин Твардовского! Но все же важно всегда быть собой.
Нина КОПТЮГ, Новосибирская область
Комментарии