Книжный фестиваль, дебютировавший прошлой зимой в сибирском Бердске, в этом году отдал дань самому прекрасному и непредсказуемому творению природы – женщине. В заснеженный Бердск, где о наступлении весны знал лишь календарь, прибыл целый дамский писательский легион – в сопровождении пусть немногочисленных, но блистательных кавалеров от литературы. Организаторы фестиваля в очередной раз подтвердили хрестоматийную максиму, гласящую, что, чего хочет женщина, того хочет Бог: вскоре после закрытия книжного праздника в Бердске страну накрыл карантин, и любые массовые мероприятия стали невозможны. Однако гостям «Дня женской книги» теперь точно есть, чем заняться: в их распоряжении масса удачно приобретенных новинок художественной, научно-популярной и детской литературы и множество ярких воспоминаний.
Про людей и для людей
Такие проекты, как бердский книжный фестиваль, сегодня модно называть «амбициозными». Замах и правда широкий: привезти в небольшой город (пусть и второй по величине в Новосибирской области, но все же далеко не «миллионник») тонны новых книг, пригласить замечательных авторов, издателей, журналистов и создателей различных культурных проектов. Но отчего-то язык не поворачивается назвать этот шумный, многоголосый и многоцветный счастливый улей во Дворце культуры «Родина» холодным и отстраненным словом «амбициозный». Куда больше подойдет «человечный», потому что про людей и для людей.
Нет, ну правда, о каких таких амбициях может идти речь, когда к читателям выходит Марина Москвина, автор множества книг для детей и взрослых, страстная путешественница и великолепная рассказчица, заразительная в своей смешливости. Словно сказочная Царь-девица, поведет Марина Львовна правой рукой, и посыплются из рукава причудливые иероглифы: путешествию в Японию писательница посвятила повесть-странствие «Изголовье из травы». Поведет левой рукой, и прямо на сцене «Родины» вырастают величественные Гималаи из книги «Небесные тихоходы». Рыжеволосая и стремительная, как солнечный зайчик, Марина Львовна буквально гипнотизирует публику. Заместитель главы города по ЖКХ, сидевший в первом ряду, и тот заслушался, хотя уж он-то по долгу службы должен быть ко всяким чудесам привычен.
Свое родное
Книжный фестиваль – одно из любимых детищ мэра Бердска Евгения Шестернина. Он вообще в душе страстный книжник, недаром с его подачи каждой молодой маме, чей малыш появился на свет в Бердске, при выписке из роддома дарят подарочный набор с первыми детскими книжками. На этот раз Евгения Анатольевича в городе нет, и гостей встречают исполняющий обязанности главы города Владимир Захаров, замминистра культуры Новосибирской области Евгений Сазонов и программный директор фестиваля Михаил Фаустов. Подавая пример собравшимся, отцы города обходят книжные ряды и покупают «Сибирь в огне» – сборник малоизвестных рассказов советских писателей 1920-х годов о Гражданской войне. То ли из-за рекламы, которую сделали книге государственные мужи, то ли потому, что в Интернет-магазинах тираж давно закончился, но «Сибирь в огне» стала одним из самых продаваемых изданий фестиваля.
Литература, так или иначе связанная с судьбами малой родины, причем, не только краеведческая, вообще пользуется здесь большой популярностью. И это еще одна серьезная задача фестиваля – познакомить местных читателей с новосибирскими издательствами и их книжными артефактами. А их немало. Например, книга-перевертыш со стихами Марины Цветаевой и Константина Бальмонта, выпущенная издательством «Открытая кафедра». Цветаевская поэма «Сибирь» и лирика Бальмонта, родившаяся после гастролей поэта в Новосибирске в 1916 году, проиллюстрированы художниками Виталией Ямной и Вячеславом Чимитовым и снабжены научными филологическими комментариями.
Остроумный путь к сердцу читателя нашло новосибирское издательство «Свиньин и сыновья». Все свои книги они упаковали в крафтовую бумагу, украсив свертки интригующими надписями: «Путешествие из Петербурга в Сибирь», «Лихие сибирские девяностые (бизнес-повесть)», «Негерои нашего времени», «К вопросу о свете в конце тоннеля». Что внутри – один Бог ведает, а от продавцов можно добиться лишь туманных намеков, мол, берите – не пожалеете. Тем веселее лотерея, цена которой всего-то тридцать рублей.
С чего начинается женщина
Бойкая торговля не мешает выступлениям гостей, многие из которых эту самую торговлю поддерживают. Так, екатеринбургская писательница Анна Матвеева, лауреат премии Бажова и дважды финалист премии «Большая книга», представляет свою новую работу «Картинные девушки» – сборник эссе о выдающихся художниках и их музах-натурщицах. Кем была бы премилая Саския без Рембрандта? И кем был бы Рембрандт без своей Саскии? А Боттичелли без Симонетты? А Пикассо без Ольги Хохловой? Как сообщающиеся сосуды, питали они друг друга. Одни – магическим обаянием, другие – магическим талантом. Жаль, что тираж книги не успел выйти из печати к фестивалю: получить авторский автограф на собственный экземпляр книги наверняка захотел бы каждый участник этой встречи. К счастью, на прилавках есть и другие книги Анны Матвеевой, так что ни один поклонник без автографа не остался.
Поэт и писатель Алексей Олейников рассказывает, «с чего начинается женщина». Учителю литературы и создателю школьного графического романа «Соня из 7 «Буээ» это известно наверняка. С неуверенности и первой любви, с панического поиска собственного «я», с первых разочарований и побед. Собственно, мальчики, наверное, тут мало чем отличаются от девочек, но на дворе все же «День женской книги» – не будем об этом забывать.
Кушать подано
Юлия Вронская, куратор проектов музея-усадьбы «Ясная поляна», привезла в Бердск «Поваренную книгу Софьи Андреевны Толстой». Презентация ее превращается в настоящее кулинарное шоу. Пока шеф-повар Николай Ильин колдует над десертом сабайон (или «сабаен», как называет его в своем рецепте графиня), Юлия рассказывает о гастрономических пристрастиях жителей Ясной поляны. Так мы узнаем, что Лев Николаевич всем прочим деликатесам предпочитал овсянку и куриные яйца, из которых повар готовил множество блюд: яичницу выпускную (проще говоря, глазунью), яйца в томате, омлет пополам сложенный, яичницу с шампиньонами, сбитую яичницу с укропом, яйца всмятку, горошек с яйцами, яичницу выпускную с греночками, суп с омлетом, фасоль и брюссель с яйцами, яичницу молочную. К слову, о поваре. Николай Михайлович Румянцев личностью был легендарной. Начинал он флейтистом в крепостном оркестре князя Николая Волконского. Но лишившись зубов, был переведен на кухню. Начав жизнь с чистого листа, Румянцев выучился прекрасно готовить, «как только старинные повара умели готовить», но водился за ним грешок: повар часто прикладывался к бутылке. В те дни, когда Николай Михайлович «недужил», Софье Андреевне ничего не оставалось, как самой вставать к плите.
Помимо итальянского яичного десерта, который ждал всех гостей, особый вкус презентации придала забавная викторина. Победителю, сумевшему объяснить значение наибольшего числа весьма экзотических по нынешним временам слов (веселка, чумичка, папильота, матлот, блё) достался бесценный труд графини Толстой с современными комментариями.
Графские наследники
О Льве Николаевиче Толстом в этот день говорили и создатели проекта романа-буриме «#12 Война и мир в отдельно взятой школе». Авантюрный роман для подростков (хотя теперь уже и не только для них) главу за главой пишут 24 современных автора и иллюстрируют 24 художника. «Зачинщиком» стал Денис Драгунский, перенесший действие первой главы хрестоматийной эпопеи из Петербурга начала XIX века в современную Москву. Именно Драгунский собрал на вечеринке у пятнадцатилетней Ани Шергиной ее одноклассников: рассеянного Петю Безносова, харизматичного Андрея Лубоцкого и его маленькую подружку Лизу Дейнен, сестер Наташу и Соню Батайцевых, томную красавицу Лелю Абрикосову и задиристого Федю Дорохова. Как и толстовских героев, их юных потомков волнуют проблемы глобальные и личные, вопросы миропорядка переплетаются с поиском своего места в мире, с волнениями любви и дружбы. Эту сюжетную линию подхватили и начали по-своему развивать авторы следующих глав: Григорий Служитель, Эдуард Веркин, Нина Дашевская, Алексей Сальников, Сергей Лукьяненко и др. Ничем не сдерживаемая фантазия писателей вылилась в настоящую «игру без правил», и вполне реалистичная история приобрела фантастические (а местами – фантасмагорические) черты. Двадцать глав уже готовы, кураторы проекта планируют, что к началу лета роман будет завершен и со временем издан отдельной книгой. Так и будет! Потому что любые кризисы и карантины временны, а литература – главная героиня «Дня женской книги» – вневременна.
P.S. «Сабаен» от Софьи Андреевны Толстой. Пять желтков и 1 ½ чашки сахару мелкого; и тереть оное, пока побелеет, и влить в оное полстакана мадеры, поставить на плиту и венчиком сбивать, пока сделается густо.
P.P.S. Роман-буриме «#12 Война и мир в отдельно взятой школе» вы найдете на сайте «Хочу читать».
Фото Евгения Иванова предоставлены оргкомитетом фестиваля «День женской книги»
Комментарии