search
main
0

Дамская профессия

Учительская профессия – дамская. А дамы подвержены моде: что нынче “носят” в образовании? Конспекты Шаталова? Тут же все, как ошалелые, сцену объяснения Наташи с Андреем Болконским “рисуют” в виде опорных сигналов.
В ходу “педагогика сотрудничества”? Совсем просто: “А этот фрагмент занятия проведет Людочка”, – предлагает учительница. (Умиляет: а почему не весь урок?).
Представим, идет операция. Хирург вскрывает грудную полость и передает скальпель больному: “Доверяю вам этот этап операции”.
Учительское “доверие” не знает границ. Вот уже “Людочка” выступает в роли эксперта: “Проверь, детка, тетради!”
…Может ли процесс обучения стать фактором формирования и развития воспитательной системы школы, педагогической реальностью? На недавней Всероссийской научно-практической конференции во Владимире “Воспитание как научная категория и феномен социальной практики” этот вопрос решала “проблемная” группа профессора О.В.Заславской (г.Тула). Ольга Владимировна – один из общепризнанных, но, увы, немногочисленных ученых, исследующих эту малоизученную область, где больше вопросов, чем ответов. Это серьезный, небыстрый разговор. А вот разговор о “школьной моде” возник не случайно. Многие педколлективы, увидев прекрасные примеры воплощения теории воспитательных систем, на практике подтверждающие ее животворность, значимость и глубину, в срочном порядке включаются в процесс моделирования “образа желаемого”.
“Гуманизация” – сейчас о ней не говорит только ленивый. Это слово прочно встроилось в ряд подобных – красивых и малопонятных: “демократизация”, “индивидуализация”, “дифференциация”… Учитель просто переписывает их из какой-нибудь толстой книжки, не важно, вышла она в 1913-м или 2000-м. Важно начать с этих завораживающих слов выступление на педсовете.
Сейчас на первом плане как раз “гуманизация” педагогической деятельности. Многие, принявшие идею, переводят проблему в “отношенческий” план. Как это?
Окружили ребенка вниманием. Улыбаемся, все время улыбаемся. Двоек не ставим. Вокруг одни “Людочки” да “Юрочки”. А “деточки” шарахаются от учителя, от этой дежурной улыбки и ласковых слов.
…Ольга Владимировна Заславская на своих лекциях “по одаренным” любит приводить такой пример “личностно-ориентированного подхода”.
Есть у нее знакомый мальчик, который в год и восемь месяцев знал все буквы. В два – свободно читал. В три года у него обнаружили абсолютный слух. Родители, вузовские преподаватели, привели его в школу шестилеткой, еле додержали.
Волнуясь, рассказали учительнице всю историю. Учительница, заслуженная, между прочим, выслушала их, улыбаясь. Как улыбается практик, умудренный опытом, разговаривая с парящими в небесах учеными.
– Не беспокойтесь, Галина Ивановна, к концу года будет, как все.
…Самая лучшая идея, грубо говоря, – цианистый калий. Принял – реакция незамедлительная и стопроцентная. Если стопорится та или иная идея в педагогике, ставим вопрос: что тут – погрешности деятельности или самой модели…

Елена КОМАРОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте