В январе прошлого года Маргарет Спеллингс стала министром образования США. До этого она была советником Буша по внутриполитическим вопросам. Выдвигая ее на высочайший министерский пост, американский президент подчеркнул, что он полностью ей доверяет. В Белом доме Спеллингс консультировала президента по целому ряду вопросов, связанных не только с образованием, но и с юстицией, здравоохранением, жилищным строительством, транспортом. В бытность Буша губернатором Техаса Спеллингс являлась его главным помощником по вопросам образования в этом штате. Мадам Спеллингс – восьмой министр просвещения. У нее две дочери, студентка и школьница, поэтому о том, как обучают в Америке, она знает и как государственное лицо, и как мать. В Россию представительница американского истеблишмента приехала впервые. Главная цель ее приезда – встреча министров образования «Группы восьми». Но не только. Во время своего визита Маргарет Спеллингс встречалась с российскими педагогами и учащимися. Говорит, они ей понравились. Возможно, это просто комплимент из вежливости, но в глубине души все-таки живет уверенность, что в этом она не лукавила.
Министр побывала в школе…
На математике держатся все науки, но популярность ее в современной школе невелика. Человечество устало накапливать, оно хочет транжирить, здесь и сейчас, а заниматься чем-либо, требующим усилий, рядовому представителю homo sapiens скучно. О том, каким образом побеждают эту антиматематическую тенденцию и преодолевают апатию к изучению науки наук в России, Маргарет Спеллингс попробовала узнать в московской школе №57.
Традиции работы с одаренными детьми были заложены в 57-й с самого начала ее существования, с 70-х годов XIX века. Ее основатель Карл Мазинг был одним из основоположников системы технического образования в России, а его тогда реальное училище было передовым средним учебным заведением научно-технического профиля в Москве начала XX века.
Территориальная близость к Кремлю и принадлежность многих родителей к советской политической элите за все время существования не позволили школе потерять свою специфику. За 31 год школа выпустила 57 математических классов. Это примерно 1600 выпускников. Из них около 850 человек поступили в МГУ (в основном на механико-математический и физический факультеты), свыше 300 – в МФТИ. Подавляющее большинство остальных – в различные (преимущественно технические и экономические) вузы Москвы. Ученики школы 15 раз становились победителями международных математических и физических олимпиад, более 50 раз – всесоюзных и всероссийских. Ежегодно 20 – 25 учеников школы становятся победителями Московской городской олимпиады по математике и физике, а в последние годы – и по лингвистике, английскому языку, информатике.
Более 220 выпускников школы сейчас учатся в аспирантурах математических факультетов лучших университетов мира (МГУ, Harvard, MIT, Berceey), многие уже преподают там.
Это не могло не впечатлить министра Спеллингс, и она захотела узнать, какие необходимы предпосылки для того, чтобы молодым, особенно девочкам, было интересно учить математические азы. «Когда с детства решаешь задачи, иначе уже не можешь, и все время хочется решать их все больше и больше, и чтобы они становились все сложнее и сложнее», «…математика важна не только сама по себе, но и как база для других наук, если хочешь чего-то достичь, обязан ее знать», «…только увлеченность предметом преподавателя заразит тебя желанием его постигнуть, чтобы привить математическую грамотность ученику, нужно ее любить педагогу», – отвечали ребята. Патетику их речей остроумно сбил директор школы Сергей Менделевич, резюмировав: «В технических вузах учатся одни мальчишки. Попавшая туда девушка обеспечена самым богатым выбором женихов. Я уже выпустил столько девчонок и не знаю ни одной, которая бы вышла замуж столько, сколько захотела. А это разве не аргумент?»
Но Спеллингс хотелось понять не только мотивацию к учебе, но и практическое применение получаемых знаний. Не слишком ли увлеченные красотой логических построений технари оторваны от реалий нашей жесткоконкурентной действительности?
Математика лежит в основе технического прогресса. Для столь древней науки она очень динамична. Каждый профессиональный математик стремится получить как можно больше новых, неизвестных ранее математических результатов, и может показаться, что динамика математики в основном состоит в накоплении разнообразнейших доказательств. Такое сверхнасыщение действительно происходит, но более важными составляющими в ее развитии являются изменения: точки зрения, языка, «моды» – то есть представлений о том, какие именно результаты сегодня наиболее интересны. Если ты умеешь решать математические задачки, то с другими задачами справишься и подавно. А язвительный Менделевич вновь заметил: «Среди наших выпускников очень много успешных бизнесменов, банкиров, риэлтеров. Они богаты, они процветают. Но они неудачники, потому что не сумели стать математиками. Когда ты ничего особенного не добился в этой области, в другую уйти легко».
…дала интервью нашей газете…
– Вы проявляете живой интерес к российской образовательной системе. Что это – дань вежливости или какие-то далеко идущие планы сотрудничества?
– Это моя первая поездка в Россию, но уже сложилось очень хорошее партнерство, и я приехала, собственно, для того, чтобы продолжать его. Мы работаем с господином Фурсенко в продолжение долгого времени, и наши отношения становятся лучше и лучше с каждым днем. Позже сегодня у меня встреча с ним, на которой мы примем протокол о намерениях относительно нашей дальнейшей работы.
– С чем вы приехали на встречу «Группы восьми»? Что ждете от нее?
– Нас всех волнует глобальная возможность реализовать свой потенциал. Это касается в первую очередь доступности образования. Особенно в таких критически необходимых областях, как математика, естественные науки, потому что это важно и с экономической точки зрения, и с гражданской, и просто на интеллектуальном человеческом уровне.
– Насколько я понимаю, не столько общедоступность волнует «восьмерку», прежде всего это вопрос качества?
– Мы действительно стремимся к достижению качественного образования, желаем совместными усилиями построить общество, основанное на инновациях. Ценности в сегодняшнем мире заключаются в математике, естественных науках, технологиях и, конечно же, способности общаться друг с другом. И это те навыки, которые требует бизнес-сообщество, и это те вещи, которые будут подпитывать экономические машины наших стран, и мы полагаем, что для нас очень важно начать работать в этом плане вместе. У вас есть преимущества в этих областях, мы могли бы многому научиться у вас. То, что мы видели в московской школе, впечатляет – это хорошо развитые навыки, умения и знания первичного материала. Таким образование должно быть повсеместно.
– Очень многие ученики 57-й стажируются в Америке, наверное, в России сейчас немало и американских школяров. Это программа развлечения для избранных или шаг к глобальному повышению качества образования?
– Программа обмена замечательна, особенно для тех, кто в ней участвует. Мы должны обеспечить более широкие способы охвата большего количества учеников как в Соединенных Штатах, так и в России. А также найти способы для налаживания партнерства между нашими вузами и школами, как начальными, так и средними. Наша задача не просто расширить те обмены, которые уже существуют, но и создать их новые типы.
– На встрече вы обсуждаете согласованность оценки квалификации между различными специалистами. Неужели такой большой разрыв между специалистами Канады, Соединенных Штатов, Японии и России? Почему нужно выравнивать квалификацию?
– Важный вопрос – доступность необходимой карьеры. Занимаясь специализацией, мы должны стремиться и к инновационности, и к уникальности. В системе высшего образования Америки часть залога успеха заключается как раз в большом разнообразии, начиная от маленьких и частных до крупных, поддерживаемых государством и Штатами заведений, специализирующихся в разных областях, в отличие от крупных заведений, которые проводят обучение во всех областях, поэтому мы предполагаем введение некоторой централизации и выравнивание, которое расцвело благодаря разнообразию, и поэтому мы как раз обеспокоены проблемой стандартизации, централизации и регламентации курсов, которые преподаются, а также системой выдачи дипломов. Одна из вещей, которые мы обсуждали в рамках «Группы восьми», – это способность признания на международном уровне качества дипломов. Я думаю, что, конечно, существуют способы обеспечить это. Но мы не хотели бы поощрять понижение качества путем гарантирования конкретных показателей, которые были столь новаторские, столь разные в наших странах.
– Существует ли у вас проблема нехватки педагогических кадров в школах? И есть ли у учителей дополнительные социальные гарантии?
– Да, у нас действительно есть нехватка учителей, конечно же, особенно когда речь идет как раз о тех предметах, которые мы обсуждали, которые были покрыты меморандумом взаимопонимания. Это как раз мы надеемся очень выиграть от этого партнерства, чтобы улучшить качество учителей в области преподавания математики, естественных наук и языка. Что касается льгот для учителей, этот вопрос решают правительства штатов и местные власти. Правительство Соединенных Штатов не имеет никакой функции в этой области. Это все зарезервировано за правительствами штатов, а также правительствами более мелких единиц, типа графств или городов.
…и встретилась с министрами из других стран
На состоявшейся в начале июня встрече «Группы восьми» обсуждались вопросы профессионального образования, общедоступность знаний и интеграция мигрантов в общество. Все инициативы, запротоколированные в принятой совместной декларации, остались конкретным руководством к действию. Любопытно, что главным героем собравшихся из разных стран руководителей стал учитель. От престижа этой профессии, от статуса педагога, по мнению министров, зависит все дальнейшее движение вперед, вся та глобальная реализация потенциала, о которой так много говорили они в преддверии саммита и с надеждой на будущее.
Андрей Фурсенко подвел итог двухдневного разговора за закрытыми дверями такой фразой: «От одной встречи вряд ли что-то особенно изменится, но если общие усилия направить на успешность наших молодых людей, то, возможно, все мы сумеем сделать наших детей счастливее».
Наша газета намерена следить за ходом развития идей «восьмерки» и информировать своих читателей о любых изменениях в ее образовательной политике.
Комментарии