search
main
0

Дальтон-план или Говард-план? Организация самостоятельной работы учащихся на уроке

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, зависит результат обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется тем, как учитель организует их учебную деятельность. Снижение интереса к обучению во многом зависит от действий учителя. Например, неправильный отбор им содержания учебного материала, вызывающего перегрузку школьников; незнание учителем современных методов обучения и их оптимального сочетания; неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействие школьников друг с другом; особенности личности учителя.

В истории педагогики не раз принимались попытки создать идеальную систему образования, которая отвечала бы всем требованиям, выдвигаемым к организации познавательного процесса. Но наиболее успешной, на мой взгляд, является система индивидуализированного обучения. Она получила свое распространение в начале ХХ века и рассматривается как объективная необходимость учета индивидуальных различий детей в установившейся, уже традиционной классно-урочной системе. В начале века она развивалась в трех направлениях: организация индивидуального режима учебной деятельности; сочетание индивидуального режима и содержания с групповой работой учащихся; организация индивидуальной работы по специально разработанным учебным материалам.Первое направление нашло свое развитие в Дальтон-плане: годовой объем учебного материала разбивался на «подряды», которые состояли из ежедневных заданий. Ученик заключал с учителем «договор» о самостоятельном изучении определенного материала в назначенное время. Материал изучался в предметных кабинетах-лабораториях, где он мог получать консультации учителя по данному предмету. Дальтон-план приучал учащихся к самостоятельности, развивал инициативу, ответственность за взятые на себя обязательства, побуждал к поиску рациональных способов выполнения заданий.Второе направление ярче всего нашло свое выражение в Говард-плане и Йена-плане. Основные положения систем: вместо одновозрастных классов – разновозрастные группы, переменные по составу; расписание занятий, выбор учебных предметов зависели от интересов каждого ребенка; учебный материал делился на отделы, изучение которых в основном происходило через индивидуальную самостоятельную работу в сочетании с взаимопомощью в малой группе (4‑5 человек); один учитель мог заниматься разными предметами.Третье направление можно считать прообразом программированного обучения. Это изучение по основным «академическим» дисциплинам и самостоятельное изучение этих дисциплин по специально приготовленным учебным пособиям. Прорабатывались эти материалы в индивидуальном для каждого ученика темпе. Индивидуальная работа велась в первой половине дня, сопровождаясь диагностическим тестированием, которое устанавливало степень приближения ученика к поставленным задачам и выявляло необходимость введения дополнительного и вспомогательного материала. Во второй половине дня организовывалась групповая деятельность учащихся для приучения к коллективному труду; группы возникали на основе общих интересов.В наше время используется клас­сно-урочная система обучения, которая предполагает группировку учащихся в классы в соответствии с возрастом и условием знаний, основной организационной структурой является урок; содержание образования в каждом классе определяется учебными планами и программами; на основе учебного плана составляется расписание уроков. Важным элементом этой системы является планирование учебной работы учителем, от которого во многом зависит качество учебных занятий. Существует два вида планирования:1. Перспективное планирование – осуществляется в тематических планах, определяются темы уроков, лабораторных работ, экскурсий, намечаются контрольно-письменные работы, обобщающие и зачетные занятия. Определяется количество учебных часов, отводимых на изучение темы, однако эти планы не детализируются.2. Текущее планирование – заключается в разработке планов, отдельных уроков. Разрабатывая содержание урока, учитель предлагает краткий план беседы, рассказа, лекции; формирует вопросы к учащемуся, задания для самостоятельной работы, перечисляет номера упражнений, определяет способы проверки знаний. Не менее важную роль играет подборка учебного материала, так как с его помощью мы черпаем информацию содержания обучения. Однако сама по себе информация вне потребности ребенка не имеет для него никакого значения и не оказывает никакого воздействия. Если же информация созвучна потребностям учащегося и подвергается эмоциональной переработке, то он получает импульс к последующей деятельности. Для этого содержание учебного материала должно быть доступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным. Нужно отметить, что успешная организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся зависит от способа решения задач. Наиболее распространенным способом организации решения задач является немотивированное требование решить задачи без формулирования учебной цели их решения, когда все сводится к быстрейшему поиску решения и получению нужного ответа, которым и завершается процесс решения. Лишь небольшая часть учителей указывают, что они всегда формируют цель решения задач. Некоторые учителя не только сами формулируют, но и привлекают к этому учащихся, так как считают, что это дает возможность лучше понять задачу, более сознательно ее решить, осознать ее назначение, и тем самым создает условия для лучшего ее усвоения. Этот способ называется способом целевого требования. Наконец, совсем незначительная часть учителей не только формулируют цель решения задачи, но и строят процесс ее решения как процесс разрешения проблемы и после решения обсуждают с учащимися, как была разрешена проблема, достигнута ли цель решения.Таким образом, совершенно недостаточно лишь сформулировать цель решения задачи, необходимо весь процесс решения построить как процесс разрешения определенной проблемы. Поэтому, если мы хотим найти наиболее эффективный путь формирования внутренних мотивов самостоятельной познавательной деятельности, необходимо использовать в обучении учебно-проблемный способ организации решения задач. Психологи исследовали учебную деятельность и установили, что изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов:1. Вводно-мотивационный этап.На этом этапе учащиеся должны осознать основную цель предстоящего изучения учебной темы, ее место и роль в общем образовании, ее практическое и теоретическое значение. В нужных случаях учитель указывает, какие знания особенно понадобятся при изучении данной темы. Затем учитель сообщает, сколько уроков отведено на изучение темы, примерные сроки ее завершения и перечисляет знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в результате изучения этой темы.2. Операционно-познавательный этап.На этом этапе учащиеся усваивают знания, входящие в содержание данной темы, при этом используются разные виды и формы учебной работы: рассказ или лекция, фронтальная работа по изучению понятия. Коллективная работа по усвоению учебного материала, решению задач, проведению опытов и экспериментов, индивидуальная работа по решению задач и т. д. Изложение учебного материала производится в основном учителем, но по мере взросления учащихся часть учебного материала передается для изложения докладчиком или для индивидуального изучения и проработки по учебнику.3. Рефлексивно-оценочный этап.Здесь производится обобщение изученного материала и подведение итогов работы по данной теме. При этом главная цель этого этапа – развитие у учащихся рефлексивной деятельности (самоанализа), способностей к обобщению и формирование адекватной самооценки. Для обобщения пройденного материала могут использоваться различные методы: обобщающие уроки, доклады учащихся, составление по группам обобщающих схем.Для нас самое трудное в этой системе – научиться организовывать самостоятельную деятельность классного коллектива, постепенно передавать учащимся многие свои функции и роли и, не подавляя инициативы, руководить самостоятельной работой учащихся. Может быть, если эту систему вводить начиная с первого класса, то учащиеся быстро приспособятся к ней. Она станет для них привычной, и они смогут в полной мере испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, счастье познания нового, интересного. Тем самым у учащихся будет формироваться ориентация на переживание таких чувств, что приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, упорной самостоятельной учебе.Технология организации самостоятельной работы учащихсяОна может включать в себя следующие компоненты.Целевой компонент самостоятельной работы. Основанием для отбора целей являются ФГОС. Кроме того, цели самостоятельной работы должны соответствовать структуре готовности к дальнейшему самообразованию, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты.Содержательный компонент самостоятельной работы. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ). Индивидуально-психологические особенности учеников (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности). При этом важную роль играет подборка учебного материала, так как с его помощью мы черпаем информацию содержания обучения. Однако сама по себе информация вне потребности ребенка не имеет для него никакого значения и не оказывает никакого воздействия. Если же информация созвучна потребностям учащегося, то она подвергается эмоциональной переработке, и он получает импульс к последующей деятельности. Для этого содержание учебного материала должно быть доступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным. Необходимо отметить тот факт, что содержание самостоятельной работы полностью направлено на реализацию ее целей. Это является основополагающим при рассмотрении проблем эффективного применения самостоятельной работы учеников как при изучении математики в школе, так и при обучении всем другим дисциплинам. Рассмотрим различные аспекты данного вопроса.При отборе содержания для самостоятельной работы необходимо учитывать следующие психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности ее применения:    включение в образовательный процесс дидактических средств, оптимизирующих деятельность учителей и школьников;    усиление роли контрольно-диагностических процедур для повышения эффективности самостоятельной работы;    формирование активно-поискового уровня самостоятельности школьников через использование дидактических средств образовательного процесса;    учет индивидуальных стилей учебной деятельности.Условия отбора содержания самостоятельной работы определяет достаточно большой ряд различных факторов, но, на мой взгляд, большую роль играют следующие:1) обеспечение правильного сочетания объема совместной с учителем работы и самостоятельной;2) методически правильная организация работы учащегося в классе и вне класса;3) обеспечение ученика необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий;4) контроль хода самостоятельной работы и меры, поощряющие ученика за ее качественное выполнение.Контрольно-корректировочный компонент самостоятельной работы. Включает тщательный отбор средств контроля, определение эталона, разработку индивидуальных форм контроля. При самостоятельном обучении у школьников формируются прочные мотивы учения, постоянного совершенствования, самообучения, самовоспитания и самоорганизации в ходе урока. Такой урок обучает рациональной организации самостоятельной и учебно-тренировочной деятельности. Так как по форме и содержанию самостоятельные работы могут быть разнообразны, это позволяет значительно повышать интерес учащихся к предмету и влиять на совершенствование процесса обучения.Дидактические принципы организации самостоятельной деятельностиНа различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, то есть представляют систему. Под системой самостоятельных работ мы понимаем прежде всего совокупность взаимосвязанных, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ. Всякая система должна удовлетворять определенные требования или принципы. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений. При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выделены следующие:1. Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач – приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.2. Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.3. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.4. Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ логически вытекает из предыдущих и готовит поч­ву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств. Однако одна система не определяет успеха работы учителя по формированию у учеников знаний, умений и навыков. Для этого нужно еще знать основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность самостоятельных работ, а также методику руководства отдельными видами самостоятельных работ.Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных органических элементов учебного процесса и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Только при этом условии у школьников вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей – содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.3. На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы: выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т. п. В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Поэтому важно применять дифференцированный подход к учащимся. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило или новый закон и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигающее учащихся вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.Результаты работы в этом деле оказываются более ощутимы, когда привитием навыков самостоятельной работы у школьников занимается весь коллектив учителей, на занятиях по всем предметам, в том числе на занятиях в учебных мастерских.8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.9. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль качеств, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.Используя эти принципы, можно составить свою программу самовоспитания. Вот пример такой программы:Приложение 1Программы для самовоспитания школьникаЧтобы развить у ребенка самостоятельность, можно использовать программы для самовоспитания. Самые известнейшие программы – К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого.Программа самовоспитания К.Д.УшинскогоЗанимаясь самовоспитанием, Ушинский разработал для себя специальные правила, которые выступили в качестве программы его саморазвития:1. Быть спокойным совершенно, по крайней мере внешне.2. Быть прямым в словах и поступках.3. Действовать обдуманно.4. Быть решительным.5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.6. Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.9. Ни разу не хвастаться, ни тем, что было, ни тем, что будет, что есть, ни что будет.10. Никому не показывать этого журнала.Разрабатываемые личностью программы и правила самовоспитания имеют большое значение. Чем детальнее и четче разработаны программы самовоспитания, тем эффективнее будет проходить работа над собой.Программа самовоспитания Л.Н.ТолстогоЛ.Н.Толстой в 16 лет составил подробную программу самовоспитания. В ней он выделил три раздела:I. Качества ума, которые надо вырабатывать, чтобы стать культурным человеком.II. Качества души, которые надо приобрести, чтобы служить людям с пользой.III. Перечень пороков и недостатков, от которых надо избавиться, чтобы уважать себя.Затем он по пунктам разбил, что надо делать для этого:1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университет.2. Изучить практическую медицину и часть теоретической медицины.3. Изучить языки: французский, русский, английский, итальянский, латинский.4. Изучить сельское хозяйство, как теоретически, так и практически.5. Изучить историю, географию, статистику.6. Изучить математику – гимназический курс.7. Написать диссертацию.8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.9. Написать правила.10. Получить некоторые знания в естественных науках.11. Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать.12. Преодолеть вялость, инертность, пассивность путем развития воли.13. Выработать умение понимать людей и помогать им.14. Решительно избавиться от бесхарактерности, раздражительности и лени.15. Постоянно анализировать свои действия и поступки.16. Добиться высоких качеств выполнения работы.На их основе можно составить свою программу самостоятельности и придерживаться ее.Пример программы развития самостоятельностиI. Развивать силу воли (все делать вовремя и с максимальным усердием).II. Избавиться от лени (стараться помогать родителям и все делать вовремя).III. Расписать распорядок дня.7.00 – подъем.7.05‑8.00 – зарядка, душ.8.00‑8.20 – завтрак.8.25 – дорога в школу.9.00‑13.35 – учебное время.14.00‑14.30 – обед.14.30‑18.00 – отдых, помощь по дому.18.00‑18.30 – ужин.18.30‑21.00 – выполнение домашнего задания.21.00‑22.00 – подготовка ко сну.IV. Большее количество времени уделять на изучение разных дисциплин.V. Анализировать свои действия и поступки и т. п.​Анастасия ЧУЕВА, учитель математики Яловской средней общеобразовательной школы, Брянская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте