– Ты не бываешь дома по 360 дней в году, – как-то заметила ему жена (не сварливо, нет, понимающе). – Разве есть еще такие дирижеры, избороздившие столько морей!
“Гастроли” на борту боевого корабля действительно казались долгими. Особенно с непривычки, ему – майору из авиации, которого только утвердили на оркестр штаба Тихоокеанского флота, а на следующий день приказали подняться на крейсер, готовившийся вот-вот отдать швартовы. К тому же на корабле он оказался впервые…
Только на восьмом месяце странствий из Индийского океана с гражданского судна ему впервые довелось позвонить домой. Еще досадовал: “Ну почему наш военный моряк со своего родного корабля во время дальнего похода не может связаться с домом? Ведь так важно сообщить, что все нормально, что ждешь встречи с близкими, что помнишь и любишь…”
На другом конце “провода”, в Советской Гавани, была супруга. Узнав, что дома все нормально, Александр Сергеевич успел пошутить: “А поцеловаться мы, как я вернусь, не сможем. Я губы о трубу обжег. Тут у нас на экваторе температура плюс 40!”
Шутки шутками, а… На островах Дахлак, где тогда базировались советские корабли, под жгучим солнцем к медным инструментам нельзя было прикоснуться не то что губами, но и руками. Но русская музыка флотского оркестра звучала в далеких экзотических странах не менее свежо и широко, чем на родных берегах. Очарованная публика ликовала, восхищалась: во дают русские моряки!
Затем были другие походы, не менее памятные. Сколько миль, портов, переживаний, репетиций до седьмого пота…
В каждом городе мира, где бывали флотские музыканты, их выступления проходили с триумфом. Как-то в США, выйдя вслед за американским военным оркестром, без нот, по памяти они сыграли музыкальное произведение, только что исполненное их американскими коллегами, причем с такой степенью виртуозности, мастерства, что зрители были просто ошеломлены.
Более 70 лет назад великий Шаляпин сказал: “Когда в Европе слышишь первоклассного скрипача, пианиста или певца, видишь замечательного актера, танцора или танцовщицу, то это очень часто артисты русского воспитания. Мне неприятно, что только что сказанное звучит как бы бахвальством. Эта непривлекательная черта присуща, к сожалению, русскому человеку – любит он не в меру похвастаться своим. Но у меня к этому нет склонности. Я просто утверждаю факты, как они есть”. Эти слова можно повторить и ныне, давая оценку многим творческим коллективам нашей страны, в том числе Центральному концертному образцовому оркестру Военно-Морского Флота России имени Н. А. Римского-Корсакова, который возглавляет заслуженный деятель искусств капитан 1 ранга Александр Данильченко.
Кажется, сегодня не существует ни одного музыкального произведения, которое не смог бы сыграть возглавляемый Данильченко оркестр. Репертуар поистине неисчерпаем: от Римского-Корсакова, Рахманинова, Чайковского, Генделя, Вивальди до джазовых композиций. Музыкальная “жадность” Данильченко не знает пределов, натура его – человеческая и творческая – жаждет новизны и совершенства.
Судить об уровне выступлений флотского оркестра я мог по аншлагам, с которыми проходили концерты коллектива в Корейской Народно-Демократической Республике. На каждом выступлении яблоку буквально некуда было упасть. Ни одна местная газета не обошла вниманием выступления нашего коллектива. В каждой публикации были лишь слова восхищения русскими талантами.
На концертах флотского оркестра побывали многие первые лица Северной Кореи. Премьер-министр КНДР Хон Сон Нам после одного из выступлений нашего коллектива даже вышел на сцену и поблагодарил Данильченко за превосходную игру.
Для созданного почти 60 лет назад оркестра это была первая командировка в КНДР. Впрочем, только в последнее время его выступления с триумфом прошли в Великобритании, Германии, Швейцарии. Не так давно был оркестр и на Северном Кавказе, выступал перед участвующими в антитеррористической операции военнослужащими.
В Пхеньяне флотский коллектив продемонстрировал новую программу, в которой наряду с музыкальными произведениями известных русских композиторов были представлены песни на корейском языке, композиции северокорейских авторов. Особенно по душе жителям столицы КНДР пришлись выступления на их родном корейском языке солистов оркестра – Екатерины Нефедовой, Марии Зориной, Ильи Киселева. Понравились корейцам и “Калинка” в исполнении Александра Баякова, соло на флейте Аллы Антоновой и на аккордеоне Ирины Бониной.
Отличное исполнение музыкальных произведений было отмечено при подведении итогов 18-го Международного художественного фестиваля дружбы “Апрельская весна”, в котором участвовал наш оркестр. Около десятка различных призов получили члены коллектива. Двумя высшими наградами – золотыми призами, был награжден капитан 1 ранга Александр Данильченко.
В биографии Александра Сергеевича, на первый взгляд, нет ничего необычного. Родился на Украине, в семье небогатой. Рассказами о море увлек дядя-фронтовик, служивший в морской авиации. Первым освоенным музыкальным инструментом стала труба. 7 лет проучился в Московском военно-музыкальном училище, затем – Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Удивительное в судьбе, пожалуй, лишь то, что госэкзамены сдавал, дирижируя флотским оркестром. Именно тем оркестром, который возглавил после многих лет службы на Тихоокеанском флоте (ТОФ).
Первое назначение – гарнизон Монгохто-Каменный ручей в Советской гавани. Уже тогда установил для себя жесткое правило: ни дня без музыки, без репетиций. В театре драмы ТОФ Данильченко поставил оперетту “Севастопольский вальс”. Это был первый заметный успех недавнего выпускника-лейтенанта. Впрочем, не только его, конечно. Гарнизонная жизнь свела офицера со многими творческими людьми. И вскоре вместе с сослуживцами, членами их семей он создал вокальный ансамбль, который пользовался большой популярностью. Из-за людей-то ему и уезжать из родного гарнизона было тяжело, но, видимо, тот свой отрезок творческого пути он уже прошел. Впереди были новые горизонты, новые воинские коллективы.
Позже, став начальником оркестровой службы, занимался проблемами всех оркестров ТОФа. Так что помимо “загранок” и триумфов, встреч и проводов кораблей, был обременен и другими заботами. В начале 90-х по штатному расписанию на флоте предусматривалось 20 оркестров. А реально существовало всего… 5. Был расформирован прекрасный оркестр на Камчатской флотилии. И дело не только в том, что сокращался сам Тихоокеанский флот. Военные музыканты в большинстве своем, как известно, сверхсрочники. Им все труднее было мириться с отсутствием жилья и многомесячными задержками зарплаты. “Парк” музыкальных инструментов из-за нехватки финансов практически не обновлялся. По той же причине на флоте перестали проводиться и конкурсы между оркестрами, исчез стимул творческого совершенствования, которым можно было хоть как-то удерживать флотского музыканта от увольнения. А молодые дирижеры? Когда-то лейтенант Данильченко ехал на ТОФ с романтическим чувством, с грезами о творческой работе, и если не все, то очень многие надежды его оправдались. А из пришедших в 1993 г. на Тихоокеанский флот молодых офицеров, к примеру, не осталось ни одного. Да что говорить, если даже из тех, с кем он в 1965 г. поступал в военно-музыкальное училище, а потом учился в консерватории, верным выбранному пути остались лишь единицы, да и те давно преподают. Дирижером остался лишь один Данильченко.
Кстати, “дирижер” в переводе с итальянского – диктатор. И Александр Сергеевич считает: если дирижер не будет повелителем в оркестре, не только триумфов, никакого дела не будет. Представьте, на заре Советской власти в России существовал так называемый Персимфор – первый симфонический оркестр. В единый коллектив были собраны профессора Московской консерватории. Этот оркестр дал лишь один концерт. Большие мастера не смогли подчиниться требованиям дирижера. Вот почему в коллективе, которым руководит Данильченко, его слово – закон. Может, потому и музыка эта, игра оркестра – высочайшая культура, истинное наслаждение. И флотское искусство благодаря таким преданным своему делу людям, как Данильченко, живет и ныне.
Андрей ГАВРИЛЕНКО
Комментарии