Вспомните традиционные рекомендации отстающим: развивайте память, больше усидчивости, аккуратности. Но как это эффективно сделать? На помощь приходят… приемы НЛП – нейролингвистического программирования. В нашем языке большое количество словарных слов. И многие дети, которые не умеют работать с этими массивами, заранее обречены на неуспех: они плохо помнят разработанные и часто очень разрозненные правила, словесные инструкции. Получается, что мы не только не развиваем их память, а, наоборот, тормозим ее развитие. Ребенок, по сути, начинает обобщать и запоминать отрицательные эмоции. Выходит, учителя бессознательно заведомо «якорят» ошибки.
Реализуя принцип учета особенностей личности, мы предлагаем каждому ребенку создать специальные таблицы, в которых сгруппированы опорные сигналы, нарисованные в собственном кодовом обозначении (речь идет об известной методике Тони Бузана, Великобритания). Такое пособие может называться «Русский язык глазами детей» или «Русский язык в пиктограммах». Оно рассчитано на детей с 1-го по 3-й класс и выше.
Это дает возможность легко повторить материал из предыдущего года обучения, а для наиболее успешных учеников – выполнять последующие задания. Таким образом можно обеспечить индивидуальное обучение каждого ребенка. Работа на уроке и дома с этим учебником будет выглядеть так: ребенок, используя свое ассоциативное мышление, рисует опорный конспект, связанный с отдельным правилом или группой словарных слов. Все учебное время он всегда может иметь доступ к этим картам, которые пригодятся, например, в момент написания изложений, сочинений. Эти листы (карты) будут накапливаться, к концу года их должно быть 9-10. У каждого школьника появится «личный учебник» в мини-варианте, сделанный собственными руками, абсолютно понятный только ему.
Привожу один из вариантов составления опорных таблиц для 2-го класса (русский язык).
Урок №1.
Текст. Тема текста
Цель: 1) Сформировать у детей общее понятие о тексте.
2) Учить определять тему текста, его основную мысль, конструировать текст.
3) Обучать коллективным формам работы.
4) Развивать речь детей путем использования приемов НЛП.
Оборудование. Раздаточный материал, иллюстрации к уроку, пиктограммы изображения лиц человечков в различных эмоциональных состояниях.
Ход урока
Речевая разминка
Прочитайте скороговорку:
«Наш Полкан попал в капкан. Нужно помочь Полкану освободить лапу из капкана».
Какие звуки повторяются?
Теперь прочтите скороговорку с выражением и мимикой, которые изображены на пиктограммах (рис. 1).
Как вы думаете, удалось ли освободиться Полкану? Почему?
Работа в группах. Задание: восстановить перепутанную логическую цепочку.
На карточках написаны слова: звуки, слова, буквы, слоги, текст, предложения.
Может ли кто-нибудь сказать, что такое текст?
Работа в группах. Задание: прочтите очень внимательно предложения.
1) Рос на лугу желтый, как солнышко, одуванчик.
2) В саду уже поспела малина.
3) Но однажды утром вместо ярко-желтого солнышка появился белый пушистый шарик.
4) Летит пушинка, а под ней на тонком волоске семечко.
5) Стволы у березок тонкие, белые.
6) Дунул ветер, и полетели во все стороны от шарика белые парашютики – пушинки.
Образуют ли они текст? Что надо сделать, чтобы получился текст? Запишите его.
Проверка. Были ли предложения первоначально записаны текстом? Докажите, почему?
Вывод. Предложения, записанные на доске, объединяются тем, что они связаны по смыслу, имеют общую тему. Поэтому это текст.
Какова тема текста?
Какие ассоциации у вас возникли с понятием «текст»? (Варианты ответов).
Определение тем текстов. Работа в группах. Каждой группе дается карточка с серией картинок.
Задание: составить рассказ.
Проверка. Один ученик от группы ведет рассказ, а класс определяет тему.
Вывод. Что такое тема текста?
Определение основной мысли текста.
Что такое ЦЕНТР? (Варианты ответов)
Центральная мысль
Основная мысль
Главная мысль
В начале предлож. или в конце предлож.
Вывод. Основная мысль – это то главное, о чем хотел сказать автор.
Работа в группах (класс делится на две группы).
Рассмотри рисунок. (слева Андрей, справа Дима)
Как вы думаете, сильно ли будут отличаться друг от друга рассказы ребят о чудесном летнем дне?
Задание 1-й группе: составить рассказ от лица Андрея, 2-й группе – от лица Димы.
Проверка. Представитель от каждой группы зачитывает результат коллективного творчества.
Определить основную мысль каждого рассказа.
Всегда ли рассказы на одну тему имеют одинаковую основную мысль? (Варианты ответов)
Контрольно-оценочная деятельность.
Выполнили ли мы план урока? Достиг ли наш урок цели?
Домашнее задание.
Надежда СУДНИК, Татьяна КОРОСТЕЛЕВА, школа №28, Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ
Вывод. – это то главное, о чем хотел сказать автор.
Комментарии