Десять лет работая на должности директора школы, Надежда МИНОГИНА не перестает вести уроки. Она уверена, руководитель не должен отрываться от реальности, а тренинг необходим любому педагогу, на какой бы ступеньке образовательной лестницы он ни находился. Надежда Васильевна вышла из педагогической династии, поэтому любовь к преподаванию у нее поистине врожденная. Если бы можно было собрать вместе всех педагогов ее семьи, получилась бы целая школа!
В собственной педагогической истории Миногиной значатся три учебных заведения Екатеринбурга: учитель химии школы №102, завуч лицея №3, директор гимназии №70.
Инглиш+
70‑я гимназия – известное высокими экзаменационными результатами и популярной языковой направленностью учебное заведение в областном центре.
– Надежда Васильевна, вспомните, пожалуйста, десять лет назад, когда вы только были назначены руководителем гимназии, что основное вы хотели в ней изменить? Или такого желания не было?
– Я пришла в очень хорошее учебное заведение, которое пользовалось большой популярностью у родителей. Углубленное изучение иностранных языков гарантировало выпускникам адаптацию в современном мире. Но именно тогда изменился формат зачисления: не по выбору, а по микрорайону. И если прежде для поступления в гимназию нужно было пройти конкурсный отбор, то теперь мы брали всех по прописке.
Но даже и без этого фактора я считала, что очень важно качественно осваивать и другие дисциплины помимо лингвистических. Была поставлена задача поднять уровень преподавания всех предметов. Чтобы к каждому предмету дети относились с таким же уважением, как к языку.
Помню, когда впервые было предложено участвовать во Всероссийской проверочной работе по физике, многие учащиеся недоумевали: «Зачем нам это?!» Теперь понимают: иностранный язык нужен не как самоцель, а как средство достижения цели. Не все будут профессиональными переводчиками. Но иностранный язык необходим всем: филологу – для сравнения языковой среды, экономисту – для изучения литературы, ну а айтишнику без английского вообще не обойтись, большинство книг в данной сфере написаны на этом языке.
– Профили в старших классах не только языковые?
– У нас есть гуманитарный, технологический (информатика), социально-экономический и универсальный профили. Плюс подгруппы, например, для подготовки к поступлению в медицинскую академию. На 90% набираем старшие классы из своих учеников, но приходят и из других школ.
В 2014 году гимназия вошла в Топ-100 лучших образовательных учреждений России, несколько лет подтверждает свою позицию в Топ-20 лучших школ Свердловской области по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы страны. Ежегодно у нас есть стобалльники, причем не только по английскому языку, но и по русскому, литературе, истории, информатике.
– Языковая направленность сохраняется?
– Конечно. Хотя официально сейчас нет статуса гимназии, но мы сохраняем это понятие в названии и в учебных программах. Упор по-прежнему делается на языки, с пятого класса к английскому добавляется французский или немецкий по выбору. Русский язык тоже идет в углубленном формате.
Проблема в том, что школа перешла на пятидневку. Раньше даже в начальном звене для лингвистических гимназий допускалось шесть учебных дней. Выходим из положения за счет дистанта, дополнительного образования и платных услуг.
Профориентация+
Когда школе скоро 70 лет и расположена она в центре большого города, у нее почти нет возможностей для расширения площадей. А спрос большой! Вакансии в первый класс закрываются в день начала записи. Пространство гимназии рассчитано на 800 учеников, по факту же учатся 1200. Плюс особенность языкового обучения – деление классов на подгруппы, значит, кабинетов требуется еще больше, чем в обычной школе. За счет чего решается проблема?
– В основном за счет дополнительного образования, – рассказывает директор. – В идеале хотелось бы больше кружков по интересам, чтобы дети проводили в школе целый день, но здесь мы ограничены в возможностях. Здание поддерживаем в хорошем состоянии в текущем режиме. Но о реконструкции, о пристрое речи пока нет.
– Рядом с вами еще два учебных заведения. Есть ли между вами конкуренция?
– Мы не конкурируем, а скорее дополняем друг друга. У каждого свои плюсы. Школа №175 как раз активно развивает дополнительное образование, там есть бассейн, танцевальный зал, и наши дети их с удовольствием посещают. Лицей №3 имеет техническую, математическую направленность. У детей микрорайона просто есть выбор.
– Если бы я попросила назвать три главных качества гимназии, что бы вы выделили?
– Высокое качество обучения, поддержка традиций, профессионализм коллектива.
– Под традициями вы имеете в виду языковые приоритеты?
– Не только. Праздник посвящения в гимназисты, который проводится для первых и для пятых классов, день гимназии 19 ноября, когда школа 30 лет назад перебралась в новое здание.
Интересно работает совет старшеклассников. Каждый год выбирается новый президент ученического самоуправления в результате серьезной предвыборной борьбы. Осенью заявляется несколько команд, каждая поддерживает свою кандидатуру, выдвигает программу, проводит различные акции. Весной голосование, выборы.
Президент является представителем гимназии на всех уровнях. Он очень помогает директору, заместителям директора по направлениям. В текущем учебном году эту должность занимает десятиклассник Егор Дегтярев.
Каждое серьезное мероприятие школы согласовывается с советом старшеклассников. Совет организует дежурства, устраивает спортивные соревнования, встречает первоклассников утром, помогает осваиваться в школе. А в последние каникулы команда старшеклассников помогла провести косметическую покраску туалетов!
Профессионализм+
– Вы упомянули высокий уровень квалификации коллектива. Как он поддерживается?
– 90% педагогов у нас имеют первую и высшую категории. Радует то, что довольно много молодых. Пять лет назад к нам пришли три математика, за это время они выросли как специалисты, мы ими гордимся. Три года работает Ольга Кадушина, преподает русский язык и литературу. Она стала финалистом городского конкурса молодых учителей.
– Молодые педагоги отличаются от людей со стажем?
– Они другие. Очень яркие. Горят желанием работать. Конечно, есть и такие, кто попал в школу случайно, но эти люди, как правило, не задерживаются. А те, кто остается, любят профессию.
Открытых педагогических вакансий в гимназии нет. Но и очереди к нам тоже нет. Чтобы штат пополнялся качественными кадрами, мы сотрудничаем с Уральским педагогическим университетом и Уральским федеральным университетом. Заключены договоры на прохождение практики студентами на базе гимназии. Дело в том, что не каждое учебное заведение готово брать большие группы практикантов, ведь это хлопотно, с ними надо заниматься, помогать, учить. А мы сознательно идем этим путем и в результате остаемся в выигрыше: укомплектованы кадрами, присутствует постоянный приток молодых сил.
– Какие качества, на ваш взгляд, обязательны для педагога?
– Желание учиться. Если учитель говорит, что он все знает, – это катастрофа. Мир меняется, дети меняются, и учителя должны соответствовать переменам. Сегодня быть профессионалом – значит находиться в тренде современных тенденций, как общественных, культурных, так и педагогических, методических.
В результате инновационных разработок гимназия стала победителем городского конкурса «Инновации в образовании» в 2018 году, а на следующий год – во Всероссийском конкурсе инноваций, связанных с поддержкой детского и юношеского чтения, с программой «Современная библиотека без границ». 2020 год ознаменовался победой на Всероссийском конкурсе «ЛидерыОтрасли.РФ».
– Как построена система повышения квалификации педагогов в гимназии?
– Ежегодно каждый учитель проходит какие-либо курсы. Перед этим на профессиональной диагностике определяет собственные профессиональные дефициты. Даже педсовет в гимназии может стать курсами повышения квалификации. Ведь у нас много опытных преподавателей, которые готовы делиться. Жаль, что с пандемией временно ушла эффективная практика взаимопосещений уроков. Но мы ее, конечно, возобновим.
– Надежда Васильевна, вы несколько лет были заместителем директора школы, затем стали директором. Велика ли разница между данными компетенциями?
– Разница в уровне ответственности. Руководителем может и должен быть человек, готовый взять на себя ответственность.
– Какие задачи стоят перед всей гимназией и лично перед вами как руководителем на ближайшее будущее?
– Повышение эффективности профориентационной работы. В том числе через развитие дополнительного образования, которое помогает профессиональному определению школьников. Некоторые выпускники четко представляют свой дальнейший вектор. Но не все. Наша задача максимально помочь с определением в жизни, чтобы при выходе из гимназии молодые люди знали, куда двигаться дальше.
Марина РОМАНОВА, Екатеринбург
Английский клуб
Место прописки – Екатеринбург.
Возраст участников – от 6 до 18 лет.
Статус – дополнительная образовательная программа.
Realkids («Реальные дети») – так называется литературный театр при Английском клубе. В репертуаре спектакли разных жанров для разных интересов. Но обязательно украшенные музыкальными и танцевальными номерами. И обязательно на английском языке.
Ежегодно две-три новые постановки. Где демонстрируются? Конечно, в своей школе. Но главные маршруты театра – фестивальные. Одна из последних поездок – в марте в Челябинск, на Всероссийский конкурс детского творчества «Роза ветров» со спектаклем «Чарли и шоколадная фабрика». Более 30 минут на сцене артисты от восьми до шестнадцати лет говорили, читали, пели на чистом английском языке.
Жюри, состоявшее из педагогов Института культуры, а также профессиональных актеров, присудило коллективу второе место. А буквально на днях Realkids завоевал Гран-при на городском конкурсе театров на английском языке у себя дома, в Екатеринбурге.
Увлекательное хобби помогает детям осваивать иностранный язык в действии!
Комментарии