Сегодня для нас важна подготовка бакалавров по педагогическим и психологическим специальностям, которая рассчитана на создание кадрового потенциала достаточно высокого уровня в различных образовательных учреждениях нашей страны.
В связи с этим задачу подготовки бакалавров следует рассматривать шире, включая сюда вопросы довузовской подготовки и ранней мотивации на поступление именно на эти специальности и именно в эти вузы, говорить о проблеме организации производственных практик и их доле в общем учебном плане подготовки бакалавров, о возможности вузовской подготовки на базе таких типов и видов образовательных учреждений, для работы в которых готовят студентов. Тем более что наработки в системе московского образования по всем этим направлениям есть уже давно, и глупо не использовать накопленный опыт и структурно-системные решения.Нужны ли молодые специалисты в образовательных учреждениях? Конечно, нужны, необходимо обеспечивать преемственность и сохранение традиций в системе образования. Ясно, что при этом система должна развиваться, а не пребывать в состоянии стагнации, а для этого нужны люди, формирующиеся в других условиях и обладающие другими навыками, другим видением не только мира, но и созданных технологий и их возможностей, обладающие восприимчивостью к новому и способные внести новое в образовательный процесс. Немаловажно для нормальной работы любого ОУ – выдерживание оптимальных возрастных и количественных соотношений различных возрастных групп работающих педагогов.При этом мы понимаем, что общественный статус учителя в современном обществе изменился не в лучшую сторону для учителя, а в конечном счете и как следствие для общества. Введение термина «услуга», понимаемая авторами как деятельность, не приносящая конкретного материального продукта, в глазах простого нормального обывателя однозначно трактуется как «обслуга» со всеми последствиями, в частности, это проявляется в формировании в СМИ, в молодежных сериалах образа учителя как человека, калечащего будущие жизни. Это важно для понимания того, что сегодня проблема отбора и мотивации на педагогическую профессию выглядит более остро, чем двадцать-тридцать лет назад, поэтому система подготовки бакалавров по педагогическим специальностям должна иметь структурный характер, обеспечивающий преемственность этапов подготовки.Думаю, целесообразно уделить повышенное внимание уцелевшим педагогическим классам, школам, аккредитованным при педагогических вузах и продолжающих, по сути, проводить селекционную работу по поиску и начальной подготовке будущих учителей. Неплохо бы предложить разумный механизм целевого поступления таких школьников в педагогические вузы, но не под конкретное учреждение, а под обеспечение рабочими местами в школах города. Для этого, правда, нужно вернуться к практике среднесрочных и долгосрочных прогнозов в потребности учителей в школах города.На втором этапе, уже при обучении в вузе, следует возродить круг школ, на базе которых проходят педагогические практики. Сегодня вузы сами договариваются со школами, директора которых понимают, что задача подготовки квалифицированных кадров актуальна не только для отдельно взятой школы, но и для всего столичного образования. Обидно, что на этом этапе им приходится выступать в известной степени подвижниками. Хотя мы все понимаем, что важность практической подготовки студентов трудно переоценить. При организации практической подготовки студентов можно идти различными путями:- традиционные практики, сохраненные в МГПУ;- «педагогические мастерские», предложенные МГПИ.Неплохая идея организации годичной педагогической практики в качестве работающего учителя на последнем курсе задумывалась МГПУ, но если студент сам ищет школу и договаривается о работе на последнем курсе, а преподаватель-методист практически никогда не связывается ни с администрацией школы или с предметником-наставником, и тем более ни разу не посещает уроки своего студента, то эффективность такого варианта сомнительна.Особого внимания заслуживает опыт кафедры методики преподавания химии химического факультета МПГУ, организовавшей обучение методике преподавания химии непосредственно на базе аккредитованной школы. Это позволяет не только работать на современном школьном оборудовании, но и в течение двух лет получать необходимые навыки с возможностью их немедленной отработки на внеурочных занятиях по предмету, помогая учителю на уроке в качестве лаборанта на начальном этапе, проводя фрагменты уроков на более позднем, а также быть «соучителями» на различных видах и типах уроков, организуя проектную деятельность или работу в группах. Такого рода деятельность есть в школах и педагогических вузах столицы, она должна иметь системный управленческий характер для создания единой системы подготовки бакалавров педагогических специальностей. Было бы правильно, если бы школа по окончании педагогической практики выдавала студентам сертификаты или рекомендательные письма, подтверждающие определенные успехи в подготовке студента. Это позволило бы директорам школ более доверительно относиться к будущим учителям. Крайне полезно было бы к январю последнего года обучения бакалавров формировать базу выпускников с указанием их достижений, пройденных с указанием ОУ практик. Это позволило бы и самим выпускникам чувствовать себя уверенней в том, что их заметят и оценят, а также заметно облегчило бы директорам проблему поиска молодого специалиста с нужным набором компетенций.Н.МАНСУРОВ, директор Центра образования «Школа здоровья» №46
Комментарии