search
main
0

Дайте слово музам!

Занимательный мир музейной педагогики: от интерактивных проектов к виртуальному интерфейсу образовательного депозитария

Педагоги и учащиеся центра творческого развития и музыкально-эстетического образования «Радость» – крупнейшей в Москве организации массового музыкального, художественного воспитания – всерьез занялись модернизацией уникального музейного комплекса центра. Для формирования открытого виртуального пространства трех музеев образовательной организации они записывают подкасты, выполняющие функцию аудиогида по музейным экспозициям, внедряют системы QR-кодов и другие современные информационные технологии.

Музейная педагогика в наши дни активно развивается, предлагая новые формы музейной коммуникации. В центре творческого развития и музыкально-эстетического образования «Радость» эта работа нацелена на активизацию творческих интересов учащихся, на формирование социально значимой образовательной среды. Более 5 лет в центре реализуется проект «Занимательный мир музейной педагогики», задача которого – включение в практику музейной работы игровых технологий и интерактивных компонентов. Музейный комплекс центра объединяет три образовательных музея: музей музыкальной культуры и истории центра «Радость», музыкально-литературно-художественный исторический музей Великой Отечественной войны «А музы не молчат!», музей русского народного творчества, традиций и быта.

Площадки всех трех музеев имеют уникальные ресурсы для знакомства учащихся с отечественной и мировой историей и культурой, создают условия для погружения детей и подростков в атмосферу другого времени, позволяют по-новому увидеть и оценить содержание собственной образовательной деятельности.

Например, экспозиции и архивные документы музея музыкальной культуры и истории центра переносят воображение к реалиям 40‑летней истории образовательной организации (где значимо все – от облика черно-белых или цветных фотографий до дизайна программок и афиш первых лет истории центра), рассказывают о поколениях учащихся, гастролировавших в разных странах мира, открывавших для себя их музыкальные и художественные традиции. Среди экспонатов музея культурные символы стран, в которых побывали коллективы образовательной организации, музыкальные инструменты, сувениры, воспоминания участников событий.

Музыкально-литературно-художественный исторический музей Великой Отечественной войны «А музы не молчат!» формировался как площадка для знакомства школьников с деятельностью советской творческой интеллигенции в годы Великой Отечественной войны, с целью сохранения исторической правды об эпохе «роковых сороковых». Его экспозиции рассказывают о работе знаменитых композиторов, музыкантов, художников, писателей, режиссеров, артистов, журналистов на фронте и в тылу в годы войны, дают возможность осознать гражданское значение искусства, увидеть, насколько ярко оно отобразило нравственный и общечеловеческий подвиг советского народа в годы войны.

Музей русского народного творчества, традиций и быта – еще одна грань музейного пространства центра, отражающая богатство народной культуры России, музыкального фольклора и декоративно-прикладного творчества. Музей служит формированию исторической, национальной и художественной памяти у воспитанников центра, у всех, кто принимает участие в образовательных проектах организации, среди которых в том числе масштабные всероссийские и международные смотры программы «Поют дети Москвы». Кроме того музей – репетиционная площадка в работе народно-оркестрового и фольклорного отделений центра «Радость». В его экспозициях представлены русские народные музыкальные инструменты, образцы декоративно-прикладного творчества и народные костюмы, предметы домашнего обихода, орудия труда. Погружая в атмосферу русской старины, музей формирует эмоционально-ценностное отношение к художественному, поэтическому мироощущению наших предков, к их стремлению творчески преобразить, украсить окружающий мир.

В период дистанционного обучения встала задача сохранить эту комплексно воздействующую на учащихся воспитательную среду, максимально реализовать ее возможности в виртуальном пространстве коммуникации.

Последние несколько лет в рамках проекта «Занимательный мир музейной педагогики» музеи центра интегрировали в практику своей работы игровые технологии. Среди таких технологий викторины, квесты, кроссворды, настольные и виртуальные игры.

Музейная игра – метод, который предполагает создание запоминающихся игровых ситуаций в процессе знакомства с экспонатами, способ преподнесения новой информации в интерактивной форме, в непосредственном взаимодействии с аудиторией.

Квесты сегодня пользуются особой популярностью в детской и молодежной среде. В сущности, они приобрели значение образовательной технологии, мотивирующей учащихся на освоение нового опыта и при этом дающей заряд положительных эмоций. Совместная деятельность учащихся в квест-игре позволяет каждому внести свой вклад в достижение результата. Здесь оттачиваются умения работать в команде, принимать совместные решения, двигаться к общей цели.

В период дистанционного обучения руководителем музея музыкальной культуры и истории центра «Радость» Ольгой Афониной был, например, разработан маршрут виртуального знакомства с историей образовательной организации – суперквест «Код Радости». Путеводителем для игры послужила электронная версия юбилейного буклета, представляющего ключевые события 40‑летней истории образовательной организации. В условиях дистанционного обучения для повышения эффективности удаленной коммуникации игра была спроецирована в виртуальное пространство, что позволило максимально приблизить сетевое общение к реальному.

Дистанционный суперквест «Код Радости» построен как тематическая игра-путешествие по виртуальному пространству музея (с использованием размещенных на Google-картах круговых панорам музейных экспозиций). Участники квеста в поисках ответов на задания маршрутных листов изучают 3D-панорамы музейных экспозиций, открывая их для себя с нового, неожиданного ракурса. Отыскивая нужные экспонаты, уточняя факты, просматривая фотографии и видеозаписи, они последовательно проходят все этапы игры и становятся настоящими знатоками истории образовательной организации.

Другой пример перевода музейного проекта в дистанционный интерактивный формат – реализация цикла онлайн-занятий «Музыкальные театры мира». Здесь проведение музейных занятий на платформе конференц-связи дополнила увлекательная онлайн-игра по сборке пазлов. Переходя по предложенной педагогом ссылке, учащиеся попадают на ресурс, где им предлагается из 32 элементов собрать 8 картинок с изображением самых известных музыкальных театров мира, среди которых Большой театр России, Мариинский театр, Ла Скала, Ковент-Гарден и другие. «Визитная карточка» каждого театра складывается из четырех элементов: вида театра снаружи, внутреннего убранства театра, символа города, в котором театр находится, а также контура территории и флага страны. В дистанционном формате собирать такие пазлы можно как индивидуально, так и в команде.

Опробованные возможности дистанционной музейной работы вдохновили коллектив центра под руководством заслуженной артистки России Татьяны Ждановой на создание виртуального пространства всего музейного комплекса, которое системно представило бы в интернет-пространстве наиболее интересные экспозиции, архивные документы, фотографии и видеоролики.

С января 2021 года началась реализация этого проекта – был создан виртуальный интерфейс музея музыкальной культуры и истории центра «Радость», для которого педагоги и учащиеся начали записывать подкасты – звуковые файлы с описанием экспонатов, вместе выполняющие функцию аудиогида. Комплексное преобразование музейного пространства предполагает также размещение QR-кодов у экспозиций музея, по которым можно выйти на записанные педагогами и ребятами подкасты, фотографии и описания экспонатов.

Инициатива подстегнула интерес и школьников, и родителей к музейному комплексу центра. Виртуальная, цифровая версия появилась у более чем 40 музейных экспозиций на 1‑м, 2‑м и 3‑м этажах здания на Михалковской улице. Начиная с марта, когда система QR-кодов полноценно заработала, ежемесячно этим ресурсом стали пользоваться свыше 500 учащихся образовательной организации и их родителей. Выйти в виртуальный интерфейс музея можно с любого мобильного устройства по ссылке radostmuseum.ru.

Сами учащиеся центра признаются, что ранее даже не представляли, какую интересную информацию может скрывать самый обыкновенный по виду музейный экспонат. Участие в проекте стало для них интересной исследовательской работой по изучению экспозиций всех трех музеев центра. Оно подарило опыт общения друг с другом, с потенциальной интернет-аудиторией. Ребятам из школы журналистки центра «Радость», участвующим в проекте, интересно было попробовать себя в роли радиоведущих, почувствовать свой голос, найти нужную интонацию, освоить актерские навыки.

Сканируя с помощью мобильных устройств QR-коды музейных витрин, воспитанники и гости центра могут сегодня получить информацию об экспонатах без экскурсовода. Кодами активно пользуются взрослые и молодежь. Для детей нахождение зашифрованной информации превращается в занимательную игру.

Реализация проекта продолжается: началась запись подкастов для военно-патриотического музея центра «А музы не молчат!». Скоро появится виртуальное пространство, которое «заговорит» голосами учащихся центра, также у музея русского народного творчества, традиций и быта. Наряду с записью подкастов идет работа по переводу в цифровой формат новых документов, экспонатов, фотографий, архивных видеозаписей, презентаций, игровых сценариев.

Так период дистанционного обучения послужил стимулом в поиске информационных и технологических решений, ожививших и разнообразивших музейное пространство образовательной организации, расширивших возможности реализации музейных проектов в работе не только с воспитанниками центра «Радость», но также со школьниками из других образовательных организаций, с участниками масштабной программы «Поют дети Москвы», с самой широкой детско-юношеской и взрослой аудиторией.

Александр МИХАЙЛОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте