search
main
0

Дайте нам точку опоры. Через тернии к звездам

​ «Открывать», «удивлять», «погружать» – эти слова давно уже стали ключевыми в организации учебной деятельности учащихся в современной школе. В работе с одаренными детьми они определяющие. Вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных задач, открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления бывает не всегда легко учителю, но всегда очень значимо для самого ученика.

Каждый ребенок подобен алмазу, который лишь в руках влюбленного в свое дело мастера способен превратиться в настоящий бриллиант. Раскрыть творческий потенциал ребенка, помочь заиграть ему разными гранями своего таланта – вот та задача, которую неустанно на протяжении девяти учебных лет решает педагогический коллектив школы №1376. За эти годы школа достигла значительных успехов. Это и многочисленные победы в интеллектуальных и творческих конкурсах, и стабильно высокие показатели выпускных экзаменов, и всегда результативное участие в различных спортивных состязаниях. Но особой гордостью школы по праву являются победители и призеры московской и всероссийской олимпиад. Путь к вершинам Олимпа никогда не бывает легким. Но он всегда начитается с интереса. Интерес помогает победить любые трудности: долгие, изнуряющие часы, дни и месяцы тренировок, неудачи и огорчения, боль поражения и отчаяние.Как зарождается он в детских сердцах, какие трудности могут встретиться на пути к победе и как их преодолеть?- Олимпиадное движение играет в моей жизни очень важную роль, – считает ученица 10-го класса, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе Анастасия Косырева. – В первую очередь олимпиада – это возможность применить свои знания на практике, испытать характер, научиться преодолевать трудности. Подготовка к олимпиадам не позволяют расслабляться и давать волю лени. Без них, думаю, моя школьная жизнь не была бы такой насыщенной, увлекательной и интересной. Кроме того, участие в олимпиадах дало мне возможность познакомиться с замечательными людьми. Я встретила ребят, действительно увлеченных своим делом, любимым предметом, готовых трудиться день и ночь. Общение с ними, совместная работа и обсуждение разных тем – все это дает мне второе дыхание, рождает желание добиваться больших успехов, трудиться так же, как и они, вселяет уверенность в своих силах. Поэтому олимпиадное движение для меня – это и стимул к самосовершенствованию, и возможность испытать свои силы, и источник вдохновения.- Олимпиады – это, если можно так выразиться, пробник взрослой жизни, – вступает в разговор ученик 10-го класса, призер регионального этапа ВОШ по нескольким предметам Никита Алутис. – Участвуя в них, ты учишься концентрироваться на определенной задаче, оперативно принимать решение и брать на себя ответственность. Из всех этих навыков и складывается дорога в будущую жизнь. Кроме того, олимпиада – это лучшая проверка твоих знаний. Ты понимаешь, что тебе дала долгая учеба, что ты уже умеешь, а что пока не очень получается. Поэтому участвовать в олимпиадах надо обязательно, это не удел избранных, а открытый вызов всем.А еще Никита уверен, что победу можно завоевать, только если много читаешь:- Чтение – это труд. Если ты не привык к труду с детства, он становится еще тяжелее. Прежде всего интерес к чтению прививает семья. Из личного опыта скажу, что я с ранних лет обожаю читать потому, что вся моя семья читающая. Уроки литературы в школе также прививают и развивают интерес к чтению. Это случается тогда, когда рядом с тобой оказывается учитель, увлеченный своим предметом, способный разжечь жажду к чтению в твоем сердце. К счастью, у меня именно такие преподаватели!- Интерес к чтению появляется у человека тогда, – поддерживает его Анастасия Косырева, – когда у него начинают постоянно и непрерывно возникать сложные вопросы о своей роли в жизни, о своем предназначении, о том, как устроен мир, его тайные законы и порядки. И человек хочет верить, что его мысли и есть истинные и верные ответы на эти непростые вопросы. И в попытке убедиться в правильности своего взгляда на мир человек ищет в книгах подтверждение своим мыслям, отклик на волнующие его проблемы. Поэтому, чем больше человек растет как личность, чем больше возникает у него вопросов, тем больше развивается его интерес к чтению. – Я вижу в чтении новой книги некий сакральный смысл, – говорит Никита Алутис. – Это не просто слова, это сложная вязь текста, причудливо переплетающиеся новые судьбы, пусть даже и несуществующих людей. Кроме того, любой образованный человек, вставший на путь саморазвития, любит головоломки. И я не могу не назвать литературу самой сложной головоломкой для человека мыслящего. Читая произведения великих писателей, ты вдруг осознаешь: «Боже, вот это да! Вот оно – значимое слово! Вот он – ключ к пониманию смысла! И как красиво задумано!» За каждой книгой я вижу человека – писателя. Личность яркую, неординарную. И в душе рождается чувство гордости за нашу культуру, за весь род человеческий! – Мне всегда были интересны литература и искусство, – отмечает ученица 10-го класса, призер регионального этапа ВОШ по русскому языку Кристина Рагулина. – Я считаю, что преимущество гуманитарных дисциплин перед точными науками состоит в том, что точные науки требуют единственно верного ответа на вопрос, а в литературе можно иметь свое, непохожее на другие мнение, и оно может быть тоже правильным! Литература учит мыслить и неустанно искать свой путь решения трудных жизненных вопросов. – Я считаю, что успешным человеком можно назвать того, у кого есть жизненная цель, который дружен со своей семьей и который имеет занятие, приносящее ему наслаждение, – размышляет Никита Алутис. – Цель жизни – это то, что движет нас вперед, что заставляет вставать по утрам и неустанно трудиться во славу Отечества. Семья – это не только родственники, но и люди, близкие тебе по духу, те, кто поддержит в трудную минуту, поможет решить, казалось бы, неразрешимую проблему. И наконец, любимое занятие. Имея его, мы ощущаем радость жизни и гармонию в душе. По моему мнению, именно сочетание этих трех составляющих и делает человека успешным.- Успешным человека делает прежде всего желание быть таковым, – вступает в дискуссию Кристина Рагулина. – Именно желание – основа любого начинания. Не менее важно и такое качество, как целеустремленность. Когда человек знает, чего хочет, и упорно идет к своей цели, успех не заставит себя ждать. – Скорее не «что», а «кто», – высказывает свое мнение ученица 10-го класса, призер регионального этапа ВОШ по нескольким предметам Мария Рыбакова. – Ответ очевиден – сам человек, если он не лыком шит и знает законы человеческого общения. Успех – это ведь оценка общества. И стать успешным не так уж и трудно, если знаешь, как двигаться к цели (остальное – простая механика). Я думаю, гораздо важнее учиться своему делу, любить его. Успех же второстепенен. – За моими успехами, – убежден Никита, – мои преподаватели, мои соратники по интересам и моя семья. Без них я бы ни за что не вытянул этот груз. Также лично мне очень помогает музыка, которая в каком-то смысле мотивирует меня к труду и задает ритм работы. Роль школы в становлении олимпиадника неоценима! Здесь мы получаем прочные знания, приобретаем опыт, учимся побеждать и обретаем веру в себя. В школе нам создают все условия для нашего развития, проводят дополнительные занятия, открывают кружки и спецкурсы по различным предметам, и мы начинаем по-настоящему чувствовать всю важность олимпиад, свою ответственность, потому что школа верит в нас. Мы понимаем, что наши достижения – это успех не только отдельных учеников, но и всего нашего школьного сообщества.- Мне помогают желание, понимание полезности того, чем я занимаюсь, – говорит Кристина, – ну и, конечно же, учителя, которые ведут меня за собой и верят в меня, как в родного ребенка. Иногда мне кажется, что даже больше! Участвовать или нет в олимпиадах – это личное дело каждого, но если ты хочешь быть успешным в будущем, то нужно пробовать себя уже сейчас. Ведь олимпиада – это верный способ проверить свои знания на практике. В крайнем случае плохие результаты не пойдут в школьный журнал, а опыт в жизненную копилку прибавится огромный.- Занятия литературой требуют в первую очередь глубокого погружения в текст, навыка письменного высказывания и немного знаний из теории литературы («ариография», «логоэд», «центон» – узнать об этом бывает очень интересно!), – анализирует Мария. – Для меня нет ничего лучше неформального обсуждения и совместного осмысления прочитанного текста: так легче рассказать о собственном мнении, возникает больше вопросов к себе, к своему опыту, к чужому мнению.- Два года в математической школе, мечта стать программистом, – улыбается ученица 10-го класса, призер регионального этапа ВОШ по литературе Анастасия Спирина, – попытка принять участие в олимпиаде по физике – вплоть до середины восьмого класса ничто не предвещало кардинальных перемен в моей жизни, пока я однажды не пришла на занятия кружка «Филологический анализ текста». Помню, с каким трепетом я слушала работу призера-старшеклассницы, восхищалась ее умелым обращением с терминами и глубоким пониманием произведения. Мои простые ответы на вопросы к разбираемому тексту были просты и наивны в сравнении с выводами призера. И я захотела развить этот навык анализа текста и постижения его смысла, хотя понимала, что путь предстоит далеко не из легких.- Какие трудности приходится преодолевать олимпиаднику? – задает она себе вопрос. И тут же отвечает: – Во-первых, кроме занятий в классе, нужно много заниматься дополнительно. А совмещать школу и дополнительные занятия очень непросто. Мне часто приходилось делать уроки в машине на коленках, вставать в пять часов, чтобы успеть выполнить школьные задания. Во-вторых, не все близкие люди понимали мои усердные старания. «Зачем тебе это надо? – спрашивали они. – Ведь так вся жизнь только на литературу и уйдет». Да, иногда у меня появлялись сомнения в правильности выбранного пути, но школа и мои друзья всегда поддерживали меня и помогали идти дальше.- Особенно тяжело на олимпиадах перфекционистам, – добавляет Мария Рыбакова. – Это качество и есть мой главный недремлющий враг. С одной стороны, оно побуждает меня дойти до самой сути, а с другой – потерять голову от сравнения с «идеалом» бывает очень легко.- Безусловно, олимпиада – это трудно, иногда даже очень, – говорит Анастасия, – но вместе с тем интересно и полезно. Готовясь к ней, ученик узнает много нового из его любимой области, познает то, о чем не рассказывает школьный учебник. Олимпиада – это возможность встретить интересных людей, разделяющих твои увлечения и готовых обсудить занимательные темы. Строгий контроль и пять часов выполнения заданий повышенного уровня в тихой аудитории помогают не так сильно волноваться перед экзаменами.Олимпиада – это необычайный мир, готовый принять даже очень скромного человека и круто изменить его жизнь.- Альберт Эйнштейн говорил: «Все относительно», – цитирует Мария. – Если у тебя есть единомышленники и ты находишься в кругу увлеченных людей, ты забываешь о трудностях, интерес побеждает их. Если ты закрытый, малообщительный человек, то ты забываешь про лекции, то есть про «интересно», и тогда становится трудно. Впрочем, некоторым не важны симпатии и антипатии, они получают удовольствие, бросая вызов сами себе на пути к успеху. Может, это и правильно?Наталья ЛУЧКИНА, классный руководитель 4-го «Б» класса школы №1376;Марина ФУРАЕВА, руководитель команды «Лига друзей»;Наталья ИЛЬИНА, директор школы №1376

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте