Особенно хочется коснуться вопросов начального профессионального образования. До сих пор бытует старое представление о ПТУ, которые готовят кадры для предприятий, колхозов, служит последним прибежищем “трудных” подростков. Наоборот, профобразование сегодня очень востребованно, оно удачно вписывается в общество рыночных отношений. Особенный спрос на профессии, которые связаны с сервисом. Дефицитные рабочие специальности требуют не просто умелых рук, но и интеллектуальной работы над собой, стремления к самообразованию. Большинство училищ в области сегодня готовят банковских служащих. Это раньше функцией, скажем, кассира была лишь выдача денег, теперь без знания экономики, компьютера, бухгалтерского учета, иностранного языка на работу не примет ни одно приличное финансовое учреждение. Вы не увидите в перечне профессий и машинисток. Сегодня училища готовят секретаря -делопроизводителя.
Раньше поварами в основном стремились стать девчонки. Сегодня 90 процентов на этих специальностях молодые люди. Они не просто учатся поварскому искусству – изучают экономику, организацию своего бизнеса. Мальчишки хотят иметь собственное дело, мечтают строить кафе, гостиницы, бензозаправки, причем у них уже есть реальные бизнес-планы. Когда я гостила в одном таком училище, вопрос ко мне был только один – примут ли закон, позволяющий дать молодым предпринимателям начальный капитал. К сожалению, пока не могу ответить на него – будем работать с администрацией, депутатами. Но здесь уже мало инициативы субьекта Федерации. Пока же госполитика в поддержке молодежи, на мой взгляд, сильно запаздывает.
Молодым у нас везде дорога…
Новое время, с одной стороны, требует, чтобы в школу пришел молодой специалист, а с другой – не предлагает ему никаких экономических стимулов. Настораживает старение коллективов, теряется преемственность, особенно авторских программ, методик, опыта.
В Московской области мы с такой проблемой, кстати, столкнулись недавно. Раньше наши вузы и педучилища полностью закрывали потребность в кадрах. Но нет распределения, и вот последняя цифра – в этом году у наc вузы и училища областного подчинения выпустили более 1650 студентов, но на работу вышло около 450 человек – четвертая часть. Остальных с удовольствием приняли коммерческие структуры. Потому что гуманитарное образование, которое ребята получают во время учебы, очень основательное, требуется лишь небольшое время для их переподготовки. Прежде всего не хватает учителей русского языка и литературы, на втором месте – иностранный язык, а далее – труд, физкультура (учителя этого предмета с успехом становятся высокооплачиваемыми частными охранниками).
Но разве можно мириться с таким положением? Поэтому мы готовим предложения для областного правительства, где просим решить проблему молодых специалистов экономически. Такой опыт у нас, кстати, есть в отдельных районах – в Подольском, где глава администрации Николай Петрович Москалев, Наро-Фоминском (глава администрации Владимир Иванович Крамков). Обобщив их опыт, мы предложим выделять из муниципального бюджета начинающим не менее 200 минимальных зарплат на обзаведение хозяйством, чтобы молодые могли купить себе кровать, письменный стол, телевизор, радио, нужные книги.
Пришедший в школу молодой учитель в среднем получает 180-230 тысяч, что, конечно, даже не адекватно сегодняшней минимальной потребительской корзине из набора 19 продуктов.
Вопрос зарплаты важный, но еще важнее – жилье. В рамках областной программы “Свой дом” думаем особо выделить категорию молодых педагогов, чтобы ребята получали льготные кредиты. Предположим, молодой специалист заключает договор с администрацией на работу в городе или районе, а та в свою очередь выделяет ему средства на покупку квартиры или строительство. В документе оговаривается, что, если учитель проработает в этом регионе пятнадцать лет, то 70 процентов кредита возвращает сам бюджет. Со многими руководителями районов обговаривала эту схему, все одобрили, подтверждают ее реальность. Так что будем внедрять в практику.
Какой у учителя имидж?
Сегодня приходят совершенно другие выпускники вузов, даже по сравнению с 10 годами назад. Пятилетний отрезок вхождения в рыночные отношения здорово отложил свой отпечаток, но важно, чтобы это не вытеснило традиции, которые и определяли лицо российского учителя.
Мы сегодня не говорим об учительских династиях… Но ведь настоящий учитель приходит из семьи, в которой особая атмосфера, культ знаний, культура. Кто-то говорит о том, что учительство стало массовой профессией и потеряло от этого качество. Одно из другого в принципе не проистекает. Но халтуры, безусловно, хватает. Если раньше учитель не спрашивал, сколько времени ему надо работать в школе. Оставался с ребятами после уроков, занимался внеклассной работой, вел театральную студию, то теперь другая постановка вопроса: у меня рабочий день такой-то, нагрузка такая-то. Сегодня стоит вопрос о том, должен ли учитель посещать семью. В соответствии с законом ни один классный руководитель не может появиться в доме своего ученика без разрешения. Но он не может работать с детьми, если не знает семью. Очень многие пользуются этим – мол, мы не должны. Но я убеждена, что в этих непростых условиях учитель должен искать подходы, пути, формы сотрудничества с семьей,откуда идут многие педагогические проблемы. Это очень серьезно – появляется новый имидж учителя. Убеждена в том, что работа с детьми не имеет временных рамок, такова эта профессия.
Нина БУРДИНА, начальник Департамента по образованию Правительства Московской области
NB!
Нина Георгиевна БУРДИНА родилась в Магнитогорске, куда ее родители приехали из Подмосковья строить Магнитку, училась на историко-филологическом факультете Коломенского пединститута. После окончания вуза, несмотря на предложение продолжить учебу в аспирантуре, работала учителем в сельской школе, стала одним из первых организаторов внеклассной работы, директорствовала, прошла партийную работу, где также занималась вопросами образования, в областном управлении образования уже 11 лет, до своей нынешней должности занимала место заместителя, первого заместителя. Нина Георгиевна – отличник просвещения, заслуженный учитель России.═
Комментарии