Елена ЗАЙЦЕВА, директор школы №597: – Мы видим «Школу будущего» как школу, траектория развития которой связана прежде всего с процессом обновления знаний. Мы видим, что сегодня в обществе идет процесс быстрого обновления знаний, и это закладывает новую, совершенно иную современную экономику. Если школа не будет успевать в изменении содержания образования за процессами обновления знаний, то такая школа в будущее не попадет. Мы меняем свое обучение, вводим новые типы работы со знаниями и следуем за процессом их обновления.
В частности, это выражается в том, что мы вводим учащихся в мыслительную деятельность, в генезис знаний, включаемся в процессы порождения знаний и благодаря этому перестраиваем школьное образование, предметный материал переводим в метапредметный (разумеется, не весь, базовый остается без изменения, но часть его переводится в интегративные модули). Сама я, как учитель физики, могу сказать, что вся интегративная мощь физической науки, в частности, прекрасно может быть выражена и передана детям на мыслительных приемах, средствах, тех шагах, которые осуществляли ученые-физики в своих великих открытиях и которые имеют большое значение по сей день. Но когда мы имеем доступ к тому, что веками было наработано в науке, мы обнаруживаем дефицит своих подходов и возможностей использовать современные открытия и современные прорывы, хотя школа должна ориентировать педагогов не только на передачу фундаментальных знаний, но и на то, чтобы выводить учащихся на границы современных прорывов и современных открытий. Здесь возникает такая проблема: мы выделяем блоки учебного материала, систематизируем этот материал и с его помощью выводим детей в область порождения и употребления знаний, но тут же упираемся в то, что при желании использовать современные разработки, которые есть в науке и технике, имеем недостаточный калибр возможностей для того, чтобы технологически, технически это осуществить. Можно констатировать, что сегодня в школах активно изменяется технология образовательного процесса, это ведет к тому, что выращивается новый педагогический профессионализм, мы нынче замыслили новый проект, который может стать и межшкольным, и общегородским, – проект развития эпистематеки как хранилища, в котором будут сосредоточены и накоплены разные типы и формы передового, новейшего знания. Обращаясь к эпистематекам, школьник будет работать с блоками информации, будет входить и вводиться в способы употребления и использования знаний. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что доступа к любым современным знаниям ни у педагога, ни у школьника фактически нет, а если и есть, то он очень ограничен. Интернет очень часто не несет информативную нагрузку, а нам хотелось бы, чтобы он обладал образовательными функциями. Поэтому мы продолжим работу над «Школой будущего», определяя свою траекторию развития как востребованность определенного сорта информационно-технических средств, которые современным образом оснащают наши замыслы и движение к развитию. Мы видим эпистематеки, созданные не одной школой, а целой сетью школ, прежде всего столичных, а также эпистематеки, созданные на городском уровне, потому что это совсем иной уровень работы со знаниями и совершенно иной доступ для учеников и учителей к знаниям.
Комментарии