Обычно, чтобы понять обстановку в том или ином регионе, туда посылают представительные комиссии: свежему взгляду удается подметить то, что незаметно живущим в этом регионе. На этот раз все было совсем по-другому. Заказ на исследование ситуации в Чеченской республике выдало ЮНЕСКО, но работали над так называемым “Оценочным докладом” непосредственно чеченские учителя, управленцы и ученые (при поддержке Минобразования РФ и РАО). Что интересно, деньги, потребные на проведение тех или иных мероприятий, и на этот раз были посчитаны (их нужно около 5 млн. долларов, причем половину даст Российская Федерация). Но речь шла в основном не о деньгах, а о тех приоритетах в работе, которые позволят восстановить не только систему образования, но и всю социальную, культурную сферу, кадровый потенциал республики, а потом ее промышленность, сельское хозяйство и многое другое, необходимое для нормальной мирной жизни. В результате появилось на свет 18 проектов, которые будут реализованы в самом ближайшем будущем.
Очень интересен подход авторов проектов – они рассматривают образование в Чеченской республике как некий каркас социального развития, на котором сегодня реально удерживается вся жизнь республики. Образование сегодня не только учит, но и лечит, трудоустраивает, реабилитирует, социализирует, защищает и так далее. Это центральное звено проектирования процессов восстановления хозяйства, становится основной ресурсонакапливающей, ресурсосберегающей и ресурсопроводящей сферой. Но такой сценарий развития предполагает отказ от традиционного ведомственного подхода. Образование в этом случае должно рассматриваться не как ведомство в ряду других ведомств, а как центральный подрядчик основных восстановительных работ, имеющих абсолютную гуманитарную ценность и задающих стратегическую перспективу.
Для начала придется оценить потребности в реконструкции и развитии самой чеченской системы образования, провести репрезентативное социологическое исследование, которое позволит выявить отношение к системе образования учащихся и учителей, измерить качество среднего, профессионального и дополнительного образования. Если еще недавно вопрос стоял только о том, чтобы собрать в школу детей, долгие годы ее не посещавших, то нынче уже нужно оценить их обученность математике, естественным наукам, русскому и чеченскому языкам. А оценив, выработать конкретные рекомендации по повышению качества образования, с тем чтобы дети смогли продолжать свое образование на следующих ступенях. Очень важно понять, что именно нужно сегодня чеченским детям, растущим в условиях продолжающихся военных конфликтов, хотят ли они вписаться в мирную жизнь и какой ее представляют. Пока никто не знает, каковы приоритеты учащихся и педагогов, которые приходят в классы чеченских школ, это нужно выяснить с помощью надежных методик опроса, которые опробованы в России и за рубежом.
Очень важно, кто и как будет руководить системой образования в республике. Еще живы воспоминания о том времени, когда местные воинствующие начальники меняли министров образования республики по признаку лояльности к существующему режиму. Нынче, как признают эксперты, сформирован довольно профессиональный коллектив управленцев во главе с министром образования Лемой Дадаевым – недавнее награждение орденом не только личная награда, но и высший балл, выставленный его команде. Однако и эту команду, и управленцев на других ступенях нужно быстро и серьезно переучить, ибо работают они в специфических условиях перехода от войны к миру, а потому должны овладеть уникальными управленческими методиками для разрешения множества проблемных ситуаций, возникающих в районах республики, имеющих свою микрорегиональную специфику, вырабатывать локальные стратегии, делать все, чтобы система образования Чечни органично вписалась в единое образовательное пространство Российской Федерации. Переобучать, кстати, потребуется и всех педагогов республики. Но если раньше повышение квалификации происходило на выезде – в Москве, в других региональных центрах, то нынче планируется проводить эту работу непосредственно в школах для педагогических коллективов. Тогда, как предполагается, удастся выделить опытных педагогов, методистов, создать систему консультирования чеченских педагогов из Москвы и Грозного. Но и готовить нужно будет молодых педагогов так называемой новой генерации, которые, помимо обычных технологий, смогут быстро осваивать новые, адаптировать их к конкретным условиям обучения при билингвизме и даже трилингвизме. Все это и многое другое поможет сформировать кадровый ресурс для восстановления и модернизации системы образования в Чеченской республике.
Не секрет, что чеченские учащиеся и педагоги пока находятся вне информационного пространства как России, так и мира, вне современных информационных технологий. Поэтому большие надежды возлагаются на виртуальный университет, который будет создан на базе Чеченского госуниверситета. Речь идет о системы дистанционного образования, интернет-центров, учебной телекоммуникационной системе, которая позволит создать в свою очередь экстернатную систему образования для детей Чеченской республики.
Как наиболее важные рассматриваются еще сразу несколько проектов профессионально-технического образования. Одна из причин разгоревшегося конфликта – значительное количество незанятого населения республики. Предполагается создать разнообразные модели учреждений ПТО, базы для организации детско-взрослых производств на основе учреждений НПО и СПО, учебные мастерские для выпуска реальной продукции, в которой нуждается республика (в частности, по производству мебели), сервисные центры и так далее. В числе важных и формирование системы дополнительного образования, создание вариативной системы дошкольного образования, оснащение новой литературой библиотек и специализированных лабораторий для организации полноценного образовательного процесса.
Из общего числа проектов выделяется проект создания центра конфликтологического просвещения. Задачами центра будут прежде всего изменение конфликтной психологии детей, проекция личностно-ориентированного образования на систему их воспитания, разработка концепции подготовки педагогических кадров, личностно-ориентированных технологий воспитания религиозной толерантности, программ, учебников, учебных пособий, ориентация на работу через личностную ситуацию. Этот проект кажется важным прежде всего потому, что можно научить детей математике, русскому языку, информатике, воспитать очень грамотных людей. Но знания не понадобятся им, если они не научатся жить в мире.
Виктория МОЛОДЦОВА
Сочинение на заданную тему: “Моя Чечня”
Докки Джамурзаев, ученик 6-го класса:
– Я родился в столице Чечни Грозном десять лет назад. Когда началась эта страшная война, мне было всего три года. Мне очень обидно, что я не видел и не помню настоящую, красивую, цветущую родину, не ходил в парк, в цирк, в кино, в детский садик, не катался на трамвае, в троллейбусе. Я не знаю, кто виноват, но я хочу учиться, вырасти, сделать что-то хорошее, чтобы все в Чечне были счастливы. Я хочу построить новый город-сад.
Марта Махаражова, ученица 9-го класса:
– Когда я думаю о Чечне, мне хочется плакать. Мы отстали от других стран в образовании, потеряли многие традиции, все стали нервными и агрессивными, грубыми и злыми, потеряли вежливость, доброту. Теперь каждый думает только о себе и о своей жизни. Мне бы хотелось, чтобы закончилась война, чтобы все люди стали жить мирно и дружно. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Ведь можно жить красиво, а главное – счастливо.
Комментарии