Сегодня все реже и реже по разным причинам удается видеться с друзьями, знакомыми, бывшими коллегами, а вот сказанные ими когда-то острое слово, удачная поучительная фраза или наставление нет-нет да и слетят по случаю с языка. При этом обязательно по-доброму вспомнишь и автора афоризма.
Так, один из моих первых руководителей, опытный и мудрый наставник, фронтовик, до войны работавший учителем, Николай Тимофеевич Глухарев, перед тем как идти на совещание, собирал нас, сотрудников, и говорил: «Дайте мне ваши слезы, я их там пролью». И мы с энтузиазмом выдавали на-гора все наши трудности и проблемы. Поручая что-либо сделать, наш мудрец добавлял: «Выполняйте задание, а я в поддержку буду создавать шум за сценой».
«Действуй решительно!» – призывал меня другой начальник. А готовя очередной отчет, я часто получал указание сделать его гладким, как яйцо, круглым, чтобы ни с какой стороны нельзя было найти повод для критики.
Бывший редактор федерального профессионального журнала, где я был членом редколлегии, Евгений Николаевич Колосов, когда заслуженно надо было кого-то поругать, обычно мирно разрешал эту ситуацию шутливой фразой: «Народ-то уж больно хороший!»
Однажды, перчитывая для визирования мой уже подготовленный к печати материал для популярной газеты, я обнаружил повторяющееся слово, заволновался, предложил исправить, но услышал уверенный ответ журналиста: «Не надо въедаться в текст». Каким полезным оказался этот совет! Со студенческой скамьи следую наставлению любимого преподавателя – незабвенной Елизаветы Григорьевны Непомнящей – о пользе медленного, вдумчивого чтения.
Не помню сейчас фамилии и имени старшей пионервожатой школы-интерната, где я студентом пединститута проходил практику, хотел сразу же познакомиться со своим подшефным шестым классом. «А зачем? – услышал я тогда. – Сказать, что будешь их вожатым? Так к ним уже многие приходили, представлялись и больше не появлялись. Начинать надо с какого-то конкретного дела. Запомни, никогда не заходи в класс, если тебе нечего сказать или предложить, чем заняться».
Ну а ценные и неординарные высказывания преподавателей нашего кооперативного техникума я поместил в своих книгах «Учимся вместе», «Урок: каким ему быть». Вот лишь некоторые из них:
– Наказание – на последний план, поощрение – на первый.
– Важно не снижать творческого импульса.
– Высший суд учителя – оценка учеников.
– Постоянное сотрудничество – залог успеха педагогического коллектива.
Уместно, думаю, здесь привести и такое откровение студента: «Меня так хвалили, что я стал лучше».
Заинтересованное, уважительное общение с людьми позволяет не только познать человека, но и научиться у него тому, что доставляет радость и помогает идти по жизни.
Валерий НАПЁРОВ, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, Брянск
Комментарии