Дорогие коллеги, учителя немецкого языка, спасибо за участие в конкурсе! И особое спасибо за то, что вы верны своему предмету, несмотря на повсеместную экспансию английского. Вы все заслуживаете награды за преданность своему делу, за любовь к языку и за каждодневные старания. Увы, жюри должно выбрать лучшие работы, а это, как вы понимаете, очень сложно.
Что легло в основу при отборе рукописей? Не стандартные действия, пусть даже и правильные, а ваша «изюминка», то, что отличает вас от других. Ведь о методике проведения уроков написано очень и очень много. Стоит ли в сотый, а то и тысячный раз повторять уже давно известное? Вопрос, как мне кажется, риторический. Поэтому критерий у меня был один: новизна.
Теперь о типичных недостатках и ошибках. О них стоит сказать для того, чтобы вы учли свои недоработки и в следующий раз ваши работы однозначно были бы лучшими. Прежде всего небрежность в оформлении. Пример: учитель пишет, что урок в восьмом классе, на самом деле – в девятом.
Языковые погрешности, как говорится, тоже имеют место быть.
Недосказанность. Подаются, например, хорошие фрагменты использования ИКТ на уроке, но в какой ситуации, на каком этапе урока – ни слова. Это очень затрудняет оценивание материала.
Или еще: дети по замыслу учителя пишут стихотворение на немецком языке. Есть много форм написания стихотворений на иностранном языке, но эта форма явно новая. Жюри потирает руки в предчувствии открытия, но учитель ограничивается лишь образцами стихотворений, которые написали дети. А где алгоритм написания, чтобы другие учителя смогли применить этот прием на своих уроках? Его нет.
В потоке разработок наблюдается приверженность к урокам обобщения и систематизации материала по теме. На первое место выходит демонстрация результатов. Но ведь особенную ценность представляет прежде всего урок обучающий. Главный вопрос для нас всех – как научить, а не как представить.
Некоторые уроки, несмотря на применение ИКТ, традиционны. Это проявляется и в форме урока, и в его содержании.
Цели урока часто неконкретны. «Повысить уровень владения языком…» Согласитесь, эта цель применима к любому уроку.
Эклектичность некоторых уроков. Вроде бы все есть, но что главное и ради чего сам урок – непонятно.
Главный вывод, который участники, на мой взгляд, должны сделать: жюри не может додумывать за учителя. Точности в формулировках – вот то, чего порой не хватает некоторым, без сомнения, талантливым учителям. А точность, как известно, «вежливость королей». Учителей тем более.
А теперь о лучших материалах преподавателей немецкого языка по номинациям.
«Технологии и методики преподавания»
Елена Ковалева, Средняя старостаничная школа Каменского района Ростовской области. «Системный подход к информатизации процесса обучения иноязычной культуре».
«Изюминка» – в приложении: объяснение образования страдательного залога в Power Point с выходом в Интернет на сайт для тренировки в режиме on-line!
«Сценарии уроков»
Анна Горохова, гимназия №12 Волгограда. Сценарий урока по немецкому языку Ist Bier ein Alkoholgetrдnk? («Пиво – это алкогольный напиток?»). Themenbereich «Probleme der Jugendlichen».
Анна Соседова, средняя школа №1 Карасукского района Новосибирской области. Интегрированный (совместно со школьным психологом) урок немецкого языка в 9-м классе по теме «Проблемы современной молодежи».
«Организация внеклассной работы по предмету»
Наталья Бородина, средняя школа №8 города Краснокамска Пермского края. «Volk auf dem Weg». «Культурная и социальная роль немецкой народности в истории России».
Юлия Резнова, средняя школа №24 города Череповца Вологодской области. «Систематизация внеклассной работы по немецкому языку через организацию творческого объединения учащихся «Клуб немецкого языка».
«ИКТ в образовательном процессе»
Марина Сакратова, средняя школа №3 города Нефтекамска Республики Башкортостан. Проекты и уроки на немецком языке с использованием ИКТ.
Светлана Пирская, Славгородский педагогический колледж Алтайского края. Медиаурок на тему «Мы разные, но мы похожи друг на друга».
Виктор СУМИН, учитель немецкого языка Казинской школы Валуйского района лауреат конкурса «Учитель года России-1992», Белгородская область
Комментарии