На страницах “Граждановедения” публикуются не только методические разработки уроков по граждановедческим дисциплинам, письма наших читателей, в том числе и юных, но и идет обсуждение проблем, связанных с преподаванием самих предметов, а также воспитанием нового поколения, востребованного нынешней Россией.
“Люди существуют друг для друга” (“Гр.”, N 1 за 3 января 2002 г., стр. 4-5). Марина Шкробова пишет о том, что урок на тему “Обязанности и ответственность” должен строиться главным образом на разъяснении прав ребенка, личности, человека. Этот и ряд последующих уроков должны развить представления детей о том, что не только права, но и обязанности определяют жизнь человека в свободном обществе. Неисполнение обязанностей ведет к серьезным последствиям. Извращенное представление о свободе как о вседозволенности опасно для общества. Русский историк В.Ключевский писал: “Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести”. У Б.Шоу есть замечательная мысль: “Свобода означает ответственность, вот почему многие ее так боятся”. Задача учителя – объяснить непреложную истину: исполнение обязанностей – лучшая гарантия прав!
Необходимо подчеркнуть: если люди уважают права других, выполняют свои обязанности, значит, права и свободы граждан в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость. “В конечном счете порядок, и только порядок, создает свободу. Беспорядок создает рабство” (Ш.Пеги).
“Демократия – учет интересов большинства”. (“Гр.”, N 3 за 17 января 2002 г., стр.7). Г.Довгаль ведет речь о разных формах школьного самоуправления.
Наибольшее распространение в последнее время получили такие важные органы самоуправления, как совет школы. Их состав, функции и полномочия бывают весьма различными. Это связано с тем, как конкретная школа видит свою миссию. Если совет – совещательный орган при сильном директоре, его права ограничены решением только текущих вопросов… Если школа видит свою важнейшую роль как институт гражданского общества, то совет – один из уважаемых его элементов, обеспечивающий соблюдение прав человека, организующий опыт демократического поведения. Функции такого совета весьма обширны. Он готовит проекты школьных норм и правил, разрабатывает устав школы, ее конституцию, готовит проекты поправок.
Использование возможностей родительской общественности должно быть одной из забот совета. В школах с развитым внутришкольным законодательством одной из задач совета является обеспечение выполнения школьных законов.
Эффективность совета как важнейшего элемента системы правового пространства школы во многом обеспечивается его составом. Представителей родителей имеет смысл избирать не тайным голосованием, а на общешкольном родительском собрании – 5-6 человек.
“Не простое сложение, а взаимопонимание” (“Гр.”, N 5 за 31 января 2002 г., стр.4). Учителя Московской школы Л.Петренко и О.Дубровская доказывают необходимость интегрированных уроков:
Мы расчленили мир, раздробили его на предметы. Разложив на “части” человека, начали и воспитывать его по частям. У подростка не остается сил и времени на постижение культуры, способов взаимодействия с миром и людьми.
Нужны поэтому интегрированные уроки. Учителю, готовящемуся проводить такой урок, следует учитывать, что интеграция – это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. И поэтому на одном занятии не могут быть представлены в равной степени литература и история, физика и химия, литература и музыка. Одному из них надо потесниться, вобрав в себя второй, и, осветившись им, по-новому раскрыть себя. В противном случае польза от интегрирования сомнительная, а вред (хотя бы в виде перегрузки) явный. Чем же отличается интегрированный урок от обычной формы урока? Сравнительный анализ показывает, что отличие прежде всего состоит в специфике учебного материала, на нем рассматриваемого или изучаемого. Чаще всего предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.
“Наше общество станет другим” (“Гр.”, N 7 от 14 февраля 2002 г., стр.2). Так думает Андрей Старостин, московский студент.
Человеческая жизнь – высшая ценность, и, чтобы это стало не просто знанием, а убеждением каждого, наверное, на такую тему нужно говорить с учениками еще в начальной школе.
Я считаю, что благодаря урокам права, граждановедения, обществознания, курсам “Человек и общество”, “Основы современной цивилизации”, мы получаем возможность осмыслить, осознать свое место в современном обществе. Мы лучше, чем наши родители, а тем более бабушки и дедушки, начинаем понимать, что сегодня происходит в политической и экономической жизни страны. Мы более свободно манипулируем такими понятиями, которые предыдущим поколениям российских граждан были не ведомы.
Взрослые люди, в том числе и наши родители, часто не понимают, насколько важно гражданское образование каждому выпускнику школы. Моя мама, когда я в качестве экзамена выбрал граждановедение, даже возмутилась: “Нельзя ли было остановиться на чем-то более серьезном?” На что я возразил, что эта дисциплина наиболее серьезная и нужная, и в течение часа рассказывал ей, что это за предмет, чему он учит, об уроках, на которые всегда хотелось идти. Кажется, я ее убедил.
Пройдут годы, и большинство людей, наконец, окажутся подготовленными гражданами, они будут знать свои права и уметь их защищать. Вот тогда-то, надеюсь, уже не будут говорить о правовом беспределе в нашем обществе.
“Способна ли алгебра воспитать гражданина?” (“Гр.”, N 16 за 18 апреля 2002 г., стр.6). Сергей Магарил, политолог, анализирует сегодняшнее состояние нашего общества.
Одна из фундаментальных причин переживаемого Россией системного кризиса – провал в области массового социогуманитарного знания. Науки об обществе не стали историческим и политическим компасом нации. Преодолев в течение XX столетия технико-технологическое отставание, выйдя во многих областях науки и техники на уровень мировых лидеров, Россия осталась по преимуществу страной архаичной социальной и политической культуры.
Итоги последнего десятилетия неопровержимо свидетельствуют: высочайший уровень естественно-научного, инженерно-технического, математического, музыкального и т.п. образования – еще не гарантия адекватных знаний о жизни социума. Это одна из наиболее значимых причин социально-политической беспомощности населения, что позволило посткоммунистической бюрократии расхитить национальное достояние России. Коммунистическое воспитание народа в духе военизированного патриотизма не спасло СССР от развала, а Россию от деградации. Смена вектора исторического развития требует максимального использования интеллектуальных ресурсов нации и ответственной политики с позиций национальных интересов. Это в свою очередь предполагает воспитание гражданского патриотизма и формирование гражданского общества.
“Если стрелка барометра спокойна” (“Гр.”, N 18, за 3 мая 2002 г., стр. 2). Ольга Борисова, заведующая центра воспитательной работы из г. Калуги размышляет по поводу школьного климата.
Климат, уклад всей школьной жизни или мешает, или помогает воспитанию будущих граждан. Традиции, ритуалы, устоявшиеся или возникшие взаимоотношения между всеми участниками учебного процесса на обучение и воспитание, в том числе и на эффективность гражданского образования. Цели его не будут осуществлены, если на уроке говорят об одном, а в классе и в школе происходит совершенно другое. При демократических взаимоотношениях ребенку отводится главная роль. Голос, мнение его всегда учитываются. При этом сам ученик определяет степень своего участия в жизни школы и степень ответственности за свои действия. Не нужно подменять это право на самоопределение готовыми решениями и постулатами поведения, разработанными взрослыми. Самоуправление, созданное ребятами совместно с педагогами, становится естественным процессом и элементом школьной жизни.
Отправной точкой для изменения школьного климата можно считать понимание подростком своих устремлений и установок, с одной стороны, а с другой – понимание педагогом этапов развития ребенка, его жизненных ориентиров. Взрослым надо понимать, что нельзя относиться к современной молодежи так, как будто она не имеет собственной культуры и интересов.
Можно выделить основную группу условий для организации демократического взаимодействия школьников на уровне школы или класса: превращение школы в открытое сообщество как для внешнего мира, так и для участников образовательного процесса. Это открытость внутренних организационных структур, свободное общение, достаточность информации, критический самоанализ, внутришкольная демократия.
Комментарии