Найдите рациональное зерно
В основе списывания лежит житейская мудрость: прежде чем научиться что-то делать, нужно повторить образец, сделать «кальку». Если школьнику нравится списывать, пусть он дома регулярно выписывает из учебника необходимую информацию – формулы по физике, даты по истории и правила русского языка. Написанная от руки информация легче усваивается школьником, поэтому буквально через несколько повторений она отложится у него в голове и списывать на уроке не придется.
Оценивайте работу, а не ученика
Важно объяснить ребенку, что оценка за работу призвана выявить пробелы в его знаниях, а не в нем самом. Поддержка со стороны педагогов, родителей, помощь психолога помогут ребенку научиться справляться с психологическим страхом, придаст уверенности в своих силах.
Создавайте ситуацию успешности
Необходимо обратить внимание на учебную мотивацию, заинтересовать ребенка, формировать положительное отношение к обучению, поощрять и развивать его способности к самодисциплине, самоконтролю, усидчивости. Важно транслировать ребенку мысль, что его успех зависит от него, его усилий и трудов. При малейшей учебной самостоятельной победе школьника – в домашнем задании или на уроке – взрослым стоит хвалить его, чтобы закрепить ощущение «Я могу!» у ребенка. Мотивация к обучению развивается не за один день, иногда на это требуется много сил, времени и педагогического мастерства.
Меняйте отношение
Списывание – это акт в некотором смысле интеллектуального воровства. Даже если тебе разрешили списать, это признание своей неспособности преодолевать трудности. Полученная оценка по итогам списывания незаслуженная, ненастоящая и не является победой. Она не может рассматриваться как награда, а лишь как признание своей слабости. Вместе с учеником можно поразмыслить над тем, как подготовиться к экзамену или к контрольной. Важно донести до сознания школьника, что то, что добывается им самим, очень ценно. Каждое, пусть даже маленькое, достижение позволяет расти и двигаться вперед, вселяет уверенность в себе.
Наталья ШМЕЛЕВА, Мария ВОРОБЬЕВА, Ольга ПЕТРОВА, педагоги-психологи Городского психолого-педагогического центра Москвы
Комментарии