Дай им в зубы, чтобы дым пошел
В России резко увеличилось число курильщиков
Семеро из десяти “мужчин в расцвете сил” (30-40 лет) курят. Еще десять лет назад курил “только” каждый второй представитель сильной половины человечества. По официальной статистике, в России курят восемь женщин из ста. Думаю, цифра занижена раза в три…
Не в арифметике дело – дело в принципе. Если курящей женщине нравится, что о ней говорят как о пепельнице, которую надо облизывать во время поцелуя, – пусть. Но когда, подражая взрослым, к курению пристрастились 10-12-летние мальчишки и девчонки, это, извините, уже не только их курящих пап и их покуривающих мам дело.
Медики грешат на рекламу. Мол, виноваты рекламные щиты, призывающие попробовать ту или иную марку сигарет. (С полгода назад вместе с председателем Комитета по охране здоровья Государственной Думы Николаем Герасименко мы насчитали около трехсот видов рекламы сигарет и спиртного только по дороге от Белорусского вокзала до Охотного ряда). Каждый из вас наверняка видел эффектных пустышек в кепочках, скажем, табачной фабрики “Ява”, предлагающих прохожему бесплатно выкурить одну-две сигареты родной фирмы. Доброе в рекламе не нуждается, а зло само прет изо всех щелей.
Волк в мультфильме “Ну, погоди!” для того, чтобы выкурить из телефонной будки зайца, прикуривает сразу полпачки папирос. Волк обаятелен в своем хулиганстве. И даже своеобразно благороден – он всегда дает зайцу шанс выжить. Простовато обаятельный волк не выпускает папиросу из своей зубастой пасти все 18 серий мультфильма.
Мой четырехлетний сын очень любит этот мультфильм. Посмотрев в очередной раз сценку, когда глуповатый волк, чтобы выкурить зайца из будки, вставляет в пасть с десяток папиросных гильз и прикуривает одновременно, мой всегда благоразумный Арсюшка нашел с пяток соломинок от банок с соком и, конечно же, использовал их, как волк в любимом мультфильме.
Ребенок подражает тому, кому симпатизирует. Лобовая реклама сигарет на ярком щите лишь помогает этому обману.
Вспомните себя во времена детства. Мальчишки без всякой рекламы покуривали уже потому, что со смаком, сочно курили герои их фильмов: Петр Первый и Чапаев в одноименных кинолентах грызут трубки с таким остервенением и аппетитом, будто от этого зависит будущее России; коммунист, которого превосходно сыграл Урбанский, похоже, только благодаря папиросе и повалил тупым топором в одиночку половину тайги; бесстрашные, озорные монтажники-высотники из фильма-легенды “Высота” во главе с Рыбниковым бегают в поднебесье по шатающимся шпалам, как по полю, не выпуская при этом “беломорины” изо рта…
А как благородно, вдумчиво, с достоинством и холодным расчетом курит хорошую немецкую сигарету сверхчеловек Штирлиц! Стоит ему вот так (“на паузе”) просчитать варианты в облачке сладкого дыма и – повержен Берлин…
Курит непобедимый Нико в супербоевиках “Нико-1”, “Нико-2” “Нико-3” и так далее…
В паузах между перестрелками и крушением челюстей террористов и торговцев оружием выкуривает хорошую сигаретку (а то и просто найденный окурок) другой супермен – Брюс Уиллис из “Крепкого орешка”. Он приникает к окурку, как к кислородной подушке, и, сделав последнюю затяжку, продолжает громить сверхвооруженных бандитов…
Курит несокрушимый Терминатор – Шварценеггер (хотя в жизни он не курит). Курит на экране не курящий в жизни Жан-Клод Ван Дамм. …А это все культовые герои, увы, но – кумиры целого поколения наших детей. Подросток подражает тому, в кого влюблен, а сигарета стала не то что неотъемлемой частью быта его кумиров – сигарета стала частью их субкультуры. Символом удачи, силы, богатства…
Женщины России (пишу это словосочетание без кавычек), рязанские мадонны, закурили не от того, что насмотрелись рекламных щитов, эротических киногрез (где в паузах между “сеансами любви” кинодива остывает от ложа вместе с сигаретой) и уж тем более не от голливудских боевиков… Сигарета стала элементом их, женщин, и делового, и бытового общения. Женщина во всем рвется вытеснить мужчину с делового подиума, в том числе и в глупости. И не беда в этом женщины – вина мужчины.
Мужчина курит потому, что он мужчина. Женщина потому, что хочет стать мужчиной. Ребенок потому, что подражает своим взрослым кумирам и сверстникам. Реклама лишь тонко помогает каждому укрепиться в этом пороке. И этот порок щедро оплатить…
Сергей РЫКОВ
Комментарии