Нужен или не нужен компьютер учащимся, осваивающим рабочие профессии, и как сейчас идет информатизация системы НПО страны? С этими вопросами мы обратились к начальнику отдела учреждений НПО Федерального агентства по образованию Анатолию ЕЛИСТРАТОВУ.
– Проблема информатизации системы НПО мне представляется даже более важной, чем компьютеризация общеобразовательной школы. Возьмите любую профессию в ПУ, к примеру тракториста или токаря. Сейчас идут поставки новых станков на производство, их в данной экономической ситуации большинство
профучилищ страны никогда не смогут приобрести. Мы сможем смоделировать этот станок на компьютере, показать его кинематические системы. Поэтому сегодня единственно реальный выход – овладевать профессией с применением компьютерных технологий. В этом я вижу и перспективу, и качество подготовки. Возьмем, к примеру, поваров. Я не соглашусь с теми директорами, которые считают, что им не нужно знание компьютерных технологий. Для того чтобы сегодня быть классным поваром, кондитером, нужно знать, сколько продуктов пойдет на его приготовление. Сейчас существуют компьютерные программы, которые помогут будущим поварам сделать выкладку продуктов. Кроме того, уверен, что грамотный повар обязательно хотя бы иногда заглядывает в интернет, чтобы узнать, какие новинки есть в мире, или познакомиться с той или иной национальной кухней. Не помешает знание компьютерных технологий и парикмахеру. Ведь он должен обладать не только художественным замыслом стрижки, но и знать, как индивидуально подобрать прическу своему клиенту. А для этого просто необходимо смоделировать ее сначала на экране монитора. Тогда клиент сможет понять, что ему к лицу. К сожалению, я не могу похвастать, что имеющиеся компьютеры и компьютерные классы у нас используются на все сто процентов. Директора и преподаватели многих региональных училищ просто не знают о существовании разнообразных электронных обучающих программ. Я им посоветовал открыть сайт Минобрнауки. Электронные программы уже есть, единственное – теперь нужно научиться грамотно пользоваться ими. А то получается – у нас есть железо, а грамотного специалиста, который работал бы с этим железом, нет. Ребята настолько владеют компьютерными технологиями, насколько им это дают их преподаватели. В то же время вы знаете, как остро стоит проблема мастеров производственного обучения. Ведущие специалисты уходят на производство из-за низкой оплаты труда. Взамен же опытных мастеров приходят бывшие выпускники НПО, которые недавно закончили училище. Диплом они получили, но практическими знаниями не обладают. Ведь, согласитесь, токарь становится токарем, когда он три-четыре года постоял у станка. Мастеру производственного обучения компьютер нужен позарез, посмотреть, какие интересные методики по его специальности существуют. Кроме того, сейчас многие общеобразовательные учреждения создают свои компьютерные программы. Когда с НФПК рассматривался вопрос третьего займа, который Россия должна была взять, этот заем как раз предполагалось пустить на информационные задачи. За два года по целевой федеральной программе развития системы НПО мы оснастили профучилища на условиях софинансирования – 50 процентов платил субъект или само образовательное учреждение. Я сегодня могу однозначно сказать, что сегодня абсолютно нищих учебных заведений в этом плане нет. Есть в каких-то профучилищах более новая техника, а где-то более старая. Мы совместно с НФПК собирали семинар-совещание в городе Тамбове на базе 17-го профучилища, оно как раз специализируется в этой области, директор Анатолий Денисов, доктор технических наук, работает в тесном контакте с университетом, его педагоги на ты с компьютером. Там готовят закройщиков и портных. Будущие закройщики, начиная с первого курса, начинают дружить с компьютером, а на третьем курсе запросто на нем работают. Моделируют ту одежду, которую будут шить. Компьютер там работает и на учебный процесс, и на общеобразовательный цикл. На это совещание приехали представители профучилищ из 17 субъектов Федерации – из Хабаровска, Кабарды, Иркутска… Мы еще раз порадовались за своих директоров и специалистов. Я понимаю, что техника шагает семимильными шагами, меняется технология, появляются более современные технологии. Даже в 2002 году не было того, что есть сегодня. Поэтому мы видим решение этой проблемы в создании ресурсных центров в каждом субъекте Федерации по информационно-коммуникационным технологиям. Мы предполагали, что новую информацию о полезном опыте училища могут черпать через этот ресурсный центр. Кроме того, предполагается, что такие ресурсные центры должны быть в каждом из семи федеральных округов.
Важна подготовка кадров, владеющих компьютерными технологиями, пока мы их готовим для лучших учреждений НПО страны. Потом этих людей можно будет использовать в качестве тьюторов в региональных ресурсных центрах, куда будут приезжать преподаватели и директора профучилищ со всего региона осваивать азы компьютерной грамотности.
Комментарии