Одним из важнейших модулей проекта «Строим школу будущего» стал модуль «Прорывные проекты. Связь – наука, промышленность, образование». Прорывные проекты предполагают включение детей в разные сферы передовой практики. Это сфера науки, инновационной промышленности, процессы развития городской среды. Важно, что появляется возможность включения учащихся в прорывные зоны развития знаний. Цель разработки этого модуля в Северном округе – создание новых образовательных форм, позволяющих учащимся осваивать прорывные направления научной, промышленной, образовательной деятельности.
Основная задача состоит в том, чтобы вовлечь учащихся в совместную работу с учеными и экспертами, имеющими реальный опыт научных и проектных разработок прорывного характера. Осуществление совместных научных проектов, участие в научно-исследовательских конференциях, конкурсах, выставках, запуск процессов обновления и расширения знаний в образовательных дисциплинах в технических областях, содействие развитию умелых, творчески мыслящих, эрудированных людей – все это дает возможность участникам проекта саморазвиваться. Поэтому возникла идея создать в Северном округе новую сетевую образовательную форму, работающую на стыке общего и дополнительного образования, – детско-взрослую общность нового типа – Молодежное многопрофильное конструкторское бюро (ММКБ). Разные направления деятельности школ, сотрудничество с конкретными вузами и промышленными предприятиями определили направленность разрабатываемых проектов.Общими усилиями сетевых школ была создана сетевая модель школ – участников проекта с Ресурсным центром во главе (лицей №1575), налажено сотрудничество школ с вузами (МАИ), РГТУ им. К.Э.Циолковского, МГТУ им. Н.Э.Баумана), промышленными предприятиями (Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина, ОКБ Сухого, ОАО «МиГ», московское машиностроительное производственное предприятие «Салют-2»), научно-производственными объединениями (НПО «РС-Телеком», РКК «Энергия», НПО им. С.А.Лавочкина), исследовательским центром имени Келдыша, а также НИИ ИСРОО, созданы условия для реализации проектов школ, обеспечивающих интеграцию науки, промышленности и образования (эпистемотека, технологическая практика на базе реального производства, внедрение спецпредметов в образовательный процесс, обучение в режиме видео-конференц-связи, проектно-исследовательская деятельность в режиме непрерывной профилизации на основе взаимодействия с вузами, конструкторско-технологическое проектирование, математическое моделирование). Кроме того, была внедрена ранняя профилизация – работают объединения дополнительного образования для учащихся 1-7-х классов авиационной направленности – авиаконструирование (бумажные модели) и авиамоделирование (школа №698), широко используется музейная педагогика (музей «Крылья Победы» в школе №727), определены коммуникативные мероприятия в рамках проекта – обучение педагогов – участников проекта представителями НИИ ИСРОО, заседания координационного совета, межшкольные конференции, выставки и конкурсы различного уровня.Интересным событием в работе Молодежного многопрофильного конструкторского бюро стало проведение на базе школы №1384 с участием школы №698 видеофорума «Авиация в России: вчера, сегодня, завтра». Отчетом образовательных учреждений округа о работе в рамках данного направления стала работа городской фестивальной площадки на базе лицея №1575 «Школьная академия наук округа». Представление деятельности Школьной академии наук округа как ресурса развития интеллектуального и творческого потенциала детей и молодежи было осуществлено через форум «Школьная академия наук округа – развитию интеллектуального и творческого потенциала детей и школьников», конференцию школьников «Знания, инновации, изобретательство», мастер-класс «Развитие изобретательства школьников», интерактивное занятие для школьников «Деятельность лаборатории робототехники».Идеей форума стало объединение представителей различных структур для реализации поставленной цели, обсуждение стратегии округа и системы работы школьной академии, формирование интеллектуальных ресурсов, развитие научно-технического творчества детей и молодежи, поддержка образовательных инициатив по развитию интеллектуального ресурса, научно-технического творчества детей и молодежи. Форум состоял из множества мероприятий («круглый стол» по проблеме развития интеллектуального ресурса в образовании, развития научно-технического творчества; презентация окружной школьной и лицейской академий наук, издательского центра лицея №1575, прорывных проектов и разработок; выставка, представляющая работу образовательных учреждений округа в рамках Школьной академии наук).Участниками форума стали педагоги, психологи, руководители ЦО №1409, школ №№1252, 698, 1384, 597, прогимназии №1611, представители вузов и промышленности, научно-исследовательских институтов, методического центра округа, средств массовой информации, родительской общественности.В работе фестивальной площадки принимали участие партнеры – вузы и промышленные предприятия, научно-производственные объединения.Школьная академия наук имеет свои конкурсы, традиционно проходящие на базе образовательных учреждений САО: конкурс проектных работ «Горизонты открытий» (школа №1384), конкурс исследовательских работ школьников «Школьные академические чтения» (школа №1252), творческих детских и детско-родительских исследований и проектных работ дошкольников «Маленький исследователь» (прогимназия №1611), конкурс в рамках языкового образования «Мы – будущее России. Имя твое – Россия» (ЦО №1296, Ресурсный центр), международный конкурс проектных и исследовательских работ школьников «Леонардо» (ЦО №1409 – Ресурсный центр), конкурс творческих публицистических работ учащихся «Состязание риторов» (гимназия №1583 – Ресурсный центр), окружной конкурс исследовательских работ школьников «Школьные академические чтения» им. А.А.Леманского (школа №1384), окружная выставка-конкурс исследовательских проектов и технических разработок школьников в рамках Молодежного многопрофильного конструкторского бюро округа «МИР: Молодежные инициативы развития», «Гагаринские чтения» (школа №698). Сегодня только в окружном конкурсе проектных работ школьников 1-11-х классов «Горизонты открытий» принимают участие более трех тысяч человек.Взаимодействие образовательных учреждений с наукой и передовой промышленностью обеспечивает формирование новой инфраструктуры. Важным свойством такой инфраструктуры стала ее опора на наиболее успешные школы и на использование опыта этих образовательных учреждений всеми школами сети при условии продолжения наращивания потенциала. Центром инфраструктуры ММКБ стал Ресурсный центр на базе лицея №1575, способный уже сейчас реализовать новые образовательные программы и новые образовательные технологии.Мир науки должен быть открыт молодым. А то, что им есть что показать и даже чем удивить взрослых, наглядно продемонстрировала Московская городская открытая выставка-ярмарка идей, проектов, изобретений «РИТМ – Развитие инновационного творчества молодежи» в выставочном комплексе «Крокус Экспо» как заключительный этап Московского фестиваля научно-технического творчества и молодежных инициатив. Тут действовали интерактивные анимационные площадки, были представлены действующие модели в области робототехники, авиации и космонавтики, мототехники, в презентационном видеоряде молодые технократы представили свои инновационные проекты по научным направлениям. Научные и технические проекты, разработанные в рамках Молодежного многопрофильного конструкторского бюро, получили высокую оценку специалистов.Научно-техническое творчество молодежи – путь к обществу, основанному на знаниях. Сегодня Россия создает новую «умную» экономику. Высокотехнологичной экономике страны нужны целеустремленные, активные и инновационно мыслящие люди. Тот вклад, который вносит молодежь Северного округа в формирование, развитие и поддержку нового поколения инженеров, ученых, изобретателей, поможет нашей стране сделать шаг вперед, подняться на новую ступень в экономическом прогрессе и развитии гражданского общества в России. Мы смело можем утверждать, что научно-техническое творчество молодежи – это новый вектор в развитии нашего государства.Нина КОРОСТЕЛЕВА, руководитель структурного подразделения экспериментальной и инновационной деятельности методического центра Северного округа
Комментарии