Отечественная система развития научно-технического творчества детей и молодежи уникальна и не имеет аналогов в мире, однако в связи с переходом на автономизацию образовательных учреждений наметилась тенденция сокращения сети профильных учреждений научно-технической и спортивно-технической направленности. Сегодня исчезли тысячи станций и клубов юных техников, радиолюбителей, действующих при промышленных предприятиях, военно-патриотических клубов. В современной структуре организации научно-технического творчества молодежи СПО Москвы в прежние годы была разрушена целостная система взаимодействия между учебными заведениями и промышленными организациями.
На протяжении длительного периода в высокотехнологичных отраслях экономики наблюдается значительный разрыв спроса и предложения квалифицированных специалистов начального и среднего уровней подготовки. При этом, как показывает практика, в связи со слабым взаимодействием образовательных учреждений с предприятиями, реализующими на практике современные технологические процессы, во многих случаях уровень подготовки выпускников колледжей отличается от фактически существующих требований работодателей. Такая ситуация приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования вынуждены адаптироваться к реальным условиям работы, а работодатели – нести дополнительные затраты на переобучение или дообучение.Поэтому основной задачей научно-технического творчества молодежи стала подготовка технических специалистов на уровне мировых квалификационных требований, способных развивать экономику и решать социальные задачи столицы. Направления развития технического творчества, научных исследований и инновационной деятельности молодежи колледжей должны согласовываться с приоритетами федеральной и региональной инновационной политики с учетом специфики системы образования.В ноябре 2010 года специалисты Московского дома научно-технического и художественного творчества обучающихся и студентов профессионального образования провели пилотное исследование существующего положения научно-технического творчества молодежи в столичных колледжах и выяснили, что налицо: отсутствие образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования, согласованных с руководителями промышленных предприятий города Москвы и Подмосковья; слабая взаимосвязь дипломных проектов, выполняемых студентами колледжей, с реальными производственными процессами и инновационными разработками промышленных предприятий, с проектами консультационных и проектных организаций; недостаточная численность и слабая мотивация обучающихся и студентов, охваченных техническим творчеством; отсутствие научно обоснованных нормативов материально-технического и финансового обеспечения; осуществление бюджетного финансирования по остаточному принципу, не позволяющего решать вопросы совершенствования материальной базы для развития технического творчества молодежи колледжей в соответствии с современными требованиями научно-технического прогресса; недостаточно полное использование потенциала преемственности основного, дополнительного и профессионального образования в сфере развития научно-технического творчества обучающихся и студентов СПО.Сегодня образовательные учреждения, переходя на автономизацию, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» активно участвуют в поиске внебюджетных источников финансовых средств.Колледжи, техникумы и лицеи технической направленности, заключая и выполняя договора, сталкиваются с различными трудностями. Одно из таких препятствий – ограниченность ресурсной базы образовательного учреждения, что приводит к вынужденному отказу от большого количества договоров.Для выхода из сложившейся ситуации можно предложить создание Центра молодежных проектов, представляющего собой проектный офис, управляющий выполнением различных проектов в ресурсной сети колледжей и техникумов СПО, развивающий научно-техническое творчество студентов и обучающихся колледжей в процессе выполнения ими реальных производственных и консультационных проектов для предприятий и компаний Москвы и Подмосковья.Думаю, Центр сможет решать такие задачи, как использование творческого потенциала молодого поколения для решения актуальных научно-технических и производственных задач, организация работы проектного офиса, проведение маркетинга проектных работ обучающихся и студентов профессионального образования, отбор студенческих проектов на конкурсной основе согласно критериям и требованиям конкретных предприятий и организаций с последующим выполнением этих проектов в колледжах и техникумах; заключать договора с предприятиями и руководителями проектов; осуществлять юридическое обеспечение договоров; управлять проектами (через руководителей проектов – декомпозиция работ, распределение работ по колледжам, временным рабочим группам, приемка работ от временных рабочих групп с оформлением актов приема-сдачи работ, сдача готовых проектов предприятиям с оформлением актов приема-сдачи проекта), финансирование проектов в интервале между получением аванса от предприятия и окончательным платежом предприятия при завершении проекта.В колледжах и техникумах под конкретный проект будут формироваться временные рабочие группы из преподавателей и студентов. Все технические работы будут производиться на ресурсных базах образовательных учреждений.Достоинства предлагаемой схемы: плавный переход на автономизацию образовательных учреждений СПО; повышение качества подготовки выпускников колледжей и техникумов; увеличение числа обучающихся и студентов, занимающихся проектной, научно-исследовательской деятельностью; увеличение количества мест технологической и преддипломной производственной практик с реальными темами индивидуальных заданий обучающихся и студентов, способствующих применению теоретических знаний, полученных в учебном процессе в организациях и предприятиях столицы; повышение квалификации преподавателей и мастеров колледжей и техникумов; развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций в развитии технического творчества; непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов дополнительного образования в области научно-технического творчества с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта; поддержка разработок в сфере высоких технологий с целью производства на их основе конкурентоспособных товаров и услуг и выхода на внутренний рынок.Почему предприятиям будет выгодно взаимодействовать с Центром молодежных проектов? Во-первых, предприятия получат гарантии выполнения проектов в срок и высокого качества. Во-вторых, повысится вероятность прихода на предприятие высококвалифицированных специалистов, которые в ходе выполнения проектов уже познакомятся с особенностями технологического процесса конкретного предприятия, тем самым время адаптации и доучивания молодых специалистов резко сократится.
Комментарии