Цели урока: I. Учебная: создать карту мукомольной, сахарной, маслодельной, плодоовощной, мясной промышленности. II. Познавательная: определить принципы размещения отраслей; рассмотреть особенности важнейших производств; проанализировать проблемы пищевой промышленности. III. Воспитательная: воспитание коммуникативной культуры учащихся.
Форма урока: проект.
Оборудование: карты природных зон, растениеводства и животноводства в России, контурные карты, контур России, графопроектор, таблички с названием отраслей, продукты, цветные карандаши, условные знаки, проект по легкой промышленности, потребительская корзина (приложение № 1).
Оформление доски:
Тема: Пищевая промышленность.
Ориентация:
На сырье
рыбная;
консервная;
чайная;
сахарная;
маслодельная;
крупяная;
мясная;
молочная;
мукомольная;
плодоовощная.
На потребителя
чаеразвесочная;
кондитерская;
хлебопекарная;
макаронная;
Условные обозначения (см. рисунок).
Ход урока:
Карточки с заданиями. Приложение № 1
I. Начало урока (5 мин.) Входит ученица с корзиной, наполненной продуктами: – Здравствуйте, ребята! Я только что приехала с рынка. – Достает продукты: хлеб, крупы, овощи, сахар, конфеты, мясо и т.д. – Эти продукты входят в потребительскую корзину, определенную для мужчины трудоспособного возраста, проживающего в Липецкой области.
II. Сообщение темы, цели урока. – Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока? Правильно. Тема нашего урока: «Пищевая промышленность». Мы с вами должны составить карту пищевой промышленности России.
II. Актуализация ранее полученных знаний, групповая работа учащихся (5 мин.)
1. Опережающее задание. Каждому министерству было дано задание придумать рекламу своей отрасли. Учащиеся рекламируют свою продукцию.
2. Реклама.
1. Маслобойная:
Вот подсолнечное масло,
Открывай его скорей.
Будет жизнь твоя прекрасна,
Будет жизнь с ним веселей.
2. Мукомольная:
Лучше печенья нет на свете,
Его любят взрослые и дети.
3. Мясная:
Тот, кто вкус свинины знает,
Наше мясо предлагает!
4. Сахарная:
Знают взрослые и дети
Сахар наш по всей планете,
Хоть полсвета обойдешь –
Лучше сахара не найдешь!
Добринский сахар – лучший продукт в стране!
5. Плодоовощная:
Хочешь, чтобы в твоем дневнике
появились хорошие оценки,
Хочешь, чтобы твоя жизнь
изменилась в лучшую сторону,
Ешь больше фруктов и овощей,
И твоя жизнь изменится к лучшему!
3. Выяснение зависимости размещения предприятий пищевой промышленности от расположения предприятий сельского хозяйства. Зарядка для глаз.
Упр.1. Сидеть с закрытыми глазами, расслабив мышцы лица и откинувшись на спинку стула; кисти рук – на бедрах. 10-15 сек.
Упр.2. Закрыть глаза и выполнить самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами круговые поглаживания от носа. 20-30 сек. Затем посидеть с закрытыми глазами.
Упр.3. Руки согнуть перед грудью, кисти плотно соединить, скрестив пальцы. Повернуть кисти пальцами к груди, не разъединяя ладони. Повернуть кисти пальцами вперед. Повторить 4-6 раз. Затем опустить руки и потрясти расслабленными кистями.
Упр.4. Руки согнуть в локтях, ладони вверх и вперед. Выполнить поочередные щелчки пальцами, начиная с указательного пальца (каждый раз перед щелчком большой палец сверху). То же в обратном порядке. Повторить 2-3 раза. Затем опустить руки и потрясти расслабленными кистями.
Упр.5. Смотреть вдаль перед собой в течение 2-3 сек. Перевести взгляд на кончик носа и задержать на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
Графопроектор, карта растениеводства и животноводства.
4. Работа по индивидуальным карточкам (5 мин.) Установка: каждому министерству составить карту пищевой промышленности.
Карточка № 1.
Маслодельная промышленность. Вам должно быть известно, что при переработке хлопковых семян выход масла равняется 16-19%, при переработке соевых, бобовых – 14-18% от всего сырья, при переработке подсолнечника – 36%. Доказано, что размещение маслобойной промышленности у источника сырья выгодно, так как позволяет сэкономить на транспортных расходах. Наиболее распространено производство масла из подсолнечника. Подсолнечник высеивают в лесостепной и степной зонах. 60% подсолнечника производится на Северном Кавказе (главным образом в Ростовской области, Краснодарском крае), в Центральном Черноземном районе, Поволжье.
Разместите маслобойные заводы на территории России. Во время работы используйте политико-административную карту.
Карточка № 2.
Мукомольная промышленность. При переработке зерна образуются значительные отходы. Сортовой помол дает 1/5 отрубей и кормовых отходов от веса зерна. Пшеницу выращивают в лесостепной и степной зонах. Озимую – к западу от Волги, яровую – к востоку.
Где, на ваш взгляд, разумнее построить завод по производству пшеничной муки? В качестве подсказки используйте карты: политико-административную и «Природные зоны территории РФ».
Карточка № 3.
Мясная промышленность. Вы уже знаете, что мясное животноводство развито в лесостепной и степной зонах. Предприятия мясной промышленности размещаются близко к сырьевым базам, чтобы не было транспортных расходов на перевозку скота (скот перегоняют к потребителям – население получает парное мясо, пищевая ценность которого выше, чем мороженого.
В каких городах России вы бы построили заводы по переработке мяса? Используйте карты «Природные зоны» и «Политико-административная».
Карточка № 4.
Сахарная промышленность. Выход сахара-песка из свеклы составляет по весу около 14%. Для получения 1 т сахара требуется 7 т сахарной свеклы. Кроме того, сахарная свекла теряет качество при перевозках. Поэтому сахарные заводы находятся у источников сырья. Сахарную свеклу выращивают в Центральной России (Московская, Ярославская, Костромская, Ивановская, Нижегородская, Тульская, Рязанская, Смоленская, Тверская области), Центральный Черноземный район (Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Орловская, Курская, Белгородская области), на Северном Кавказе (Ростовская область, Краснодарский, Ставропольский края; республики: Кабардино-Балкария, Чеченская, Ингушская, Дагестан).
Вам предлагается отметить на карте сахарные заводы. Работайте с политико-административной картой.
Карточка № 5.
Плодоовощная промышленность. Овощи и фрукты – скоропортящаяся продукция. Заводы по их переработке (консервные) надо строить у сырья, чтобы не допускать потери при транспортировке. 1/4 производства овощей дает Северный Кавказ (Ростовская область, республики: Кабардино-Балкария, Чеченская, Ингушская, Калмыкия, Дагестан; Краснодарский и Ставропольский край). Вокруг городов развито пригородное овощеводство (на севере в закрытом грунте).
Назовите центры плодоовощеконсервной промышленности. Работайте с политико-административной картой.
5. Групповая работа. Установка: Переходим к составлению общей карты «Пищевая промышленность России». Министерство сельского хозяйства. В центре АПК находится сельское хозяйство, где существует ряд проблем. Подумайте, какие проблемы существуют в сельском хозяйстве. Предложите пути решения этих проблем. Один ученик из группы у доски на контуре страны условными знаками отмечает центры своей отрасли (пишет города). Представители других министерств задают ему вопросы.
Предполагаемые вопросы:
1. Из каких семян, кроме подсолнечника, хлопка, сои, можно получать масло?
2. Куда идут отходы?
3. Какие из перечисленных культур выращивают в Липецкой области?
4. Какая мука, кроме пшеничной, используется в хлебопекарной и кондитерской промышленности?
5. Как вы боретесь с сорняками и вредными насекомыми?
6. Назовите центры мукомольной промышленности Липецкой области.
7. Нужно ли делать прививку крупному рогатому скоту?
8. Правда ли, что британским фермерам было выгодно заразить крупный рогатый скот чумой?
9. Назовите районы Липецкой области, где выращивают сахарную свеклу.
10. Назовите время, наиболее удобное для уборки сахарной свеклы.
11. Как сохранить овощи и фрукты?
12. Какие овощи и фрукты выращивают в Липецкой области? Назовите совхозы.
13. Почему центры пищевой промышленности размещены в основном в западной экономической зоне?
IV. Закрепление знаний. Диалог министра сельского хозяйства с представителями других министерств. Установка: Каковы пути решения сельскохозяйственных проблем? Предлагаемые для обсуждения проблемы: – потери сельскохозяйственной продукции; – эрозия почвы; – нехватка трудовых ресурсов; – сохранение тракторного парка. Пути решения проблем: – переработка сельскохозяйственной продукции на местных предприятиях; – насаждение полезащитных лесополос; – внесение органических удобрений; – создание на селе молодежных клубов, спортивных залов; – передача техники в частное пользование.
V. Подведение итогов урока. Самооценка. Министры сами оценивают работу своих подчиненных. Учащиеся сдают на проверку проекты-карты пищевой промышленности.
Ольга КУЛЬКОВА, учитель географии СШ № 68, г. Липецка, участница конкурса «Сто друзей»
Комментарии