Что мы делали в школе на уроках безопасности жизнедеятельности? Те, у кого эти занятия были хотя бы раз в полгода, вспомнят максимум пробежки в противогазах по школьному двору да лекции, сводящиеся к тому, что нельзя переходить улицу на красный свет. Сейчас каждый, кто прошел через эти “экзекуции”, наверняка подумает, а зачем вообще все это было нужно?
К сожалению, мало кто понимает, насколько сейчас серьезна проблема безопасности населения. ОБЖ как школьному предмету уделяется гораздо меньшее внимание, чем другим наукам. На первый взгляд это вполне оправданно. Но, как утверждают специалисты, если сейчас не заняться этим вопросом, то вполне возможно, что в недалеком будущем нам не понадобятся ни математика, ни русский язык, ни литература, так как попросту не останется людей. А все потому, что мы вовремя не подумали о своей безопасности и не научили подрастающее поколение заботиться о своей жизни. Поэтому так важно сейчас предпринимать какие-нибудь шаги, чтобы поднять престиж ОБЖ как школьного предмета и заинтересовать школьников.
Один из таких шагов был сделан городским центром образования и здоровья “Магистр”, который недавно провел семинар “Актуальные проблемы обучения основам безопасности жизнедеятельности, патриотического воспитания и допризывной подготовки”. Семинар был лишь продолжением работы центра в этом направлении. ГЦОЗ “Магистр” основан в 1995 году управлением образования мэрии. Центр решает задачи координации научно-методического руководства и контроля деятельности муниципальных образовательных учреждений. Кроме того, в задачи “Магистра” входят разработка и внедрение сберегающих здоровье учебных программ и педагогических технологий, а также медицинская, реабилитационная и оздоровительная деятельность, направленная на восстановление, сохранение и укрепление здоровья учащихся, их родителей и учителей.
О координационной работе нам рассказала Плющ Ирина, кандидат медицинских наук, доцент кафедры охраны здоровья и основ безопасности жизнедеятельности центра “Магистр”. Заведует кафедрой доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАПСН Нина Склянова, которая также возглавляет ГЦОЗ “Магистр”.
– Направление ОБЖ у нас новое. Предмет преподается в школах только с 1991 года, но его развитие оставляет желать лучшего: нет хорошей программы и профессиональных кадров, а постоянные военные конфликты в нашей стране полностью переменили отношение юношей к служению в армии, ухудшается здоровье самих призывников. Все это заставляет нас проводить акции, на которых мы могли бы обмениваться успешным опытом, разрабатывать предложения для управленцев образования, чтобы совершенствовать эту систему.
– Кто был автором проекта?
– Автором и идейным вдохновителем этого проекта вместе со мной является Аркадий Гусев, заведующий научно-организационным и учебно-методическим отделом Центра медицины катастроф. Вместе с ним мы разрабатывали проекты оформления стендов для кабинетов ОБЖ и выпустили методические указания для учителей. К тому же мы имеем некоторый опыт в проведении подобных мероприятий. Успешно прошла научно-практическая конференция “Региональная образовательная политика в области обеспечения безопасности жизнедеятельности”. К этой конференции был выпущен сборник материалов. Затем мы провели семинар “Безопасность жизнедеятельности и образования”.
– На какую аудиторию рассчитан ваш семинар?
– В основном на учителей. В семинаре участвовали 25 преподавателей ОБЖ из школ города и области, социальные педагоги, руководители методических объединений, представители облвоенкомата, инспектора ГОЧС, а также 45 студентов 3-го педколледжа. К сожалению, мы практически не увидели представителей управления. А ведь от них в основном зависит успешная реализация проекта в школах. Там по-прежнему ОБЖ ведется эпизодически, далеко не научно.
Программа семинара насыщенна, ведь область ОБЖ очень обширна. Рассматривали концепцию национальной безопасности в России и роль школ в ее обеспечении. Именно России, так как в школе формируется и здоровье детей, а здоровье нации – основа безопасности страны. Выступал академик Влаиль Казначеев, он читал лекцию “Стратегические подходы в обеспечении безопасности населения”. Еще читались лекции о методах обучения противопожарной безопасности и наркопрофилактики. Учителя получили методические рекомендации.
Хорошо был организован мастер-класс с участием детей. Он проходил на базе 13-й школы Заельцовского района и был посвящен проблеме безопасности детей на дорогах мегаполиса. Для мастер-класса специально разрабатывали проект, планируется проводить его и в других школах. Это сюжетно-ролевая игра в третьем классе и обучение безопасному поведению в транспорте и оказанию первой медицинской помощи при ДТП учеников десятых классов.
Активно прошло обсуждение программы совершенствования системы обучения ОБЖ. Хотелось бы обратить внимание органов власти на проблему обучения основам безопасности жизнедеятельности и принять решение о ее финансировании до 2003 года. От этого зависит и безопасность в школе. Планируется в рамках Всероссийской научно-практической конференции “Образовательная выставка: ресурсы развития системы образования” организовать симпозиум для руководителей общеобразовательных учреждений, который будет проходить 28 – 29 марта 2001 года. И, наконец, на базе кафедры будет организован координационный совет методистов ОБЖ районов Новосибирской области. К сожалению, организаторы образования и директора школ относятся к ОБЖ всего лишь снисходительно.
Мария ЛОГИНОВСКИХ,
Дарья ТРОФИМОВА,
студенты Новосибирского государственного университета
Комментарии