search
main
0

Даешь объективную оценку состояния системы образования. Что делать? Учитывать предложения общества и педагогического сообщества

Вадим МОНАХОВ, преподаватель:Какие юристы, экономисты и историки у нас вырастут, если их с выпускного экзамена приучают игнорировать закон? Для размышляющих детей имеются олимпиады. Неужели необходимо нарушать закон и заниматься подлогом, вместо того чтобы честно продемонстрировать свои способности и получить диплом, позволяющий не сдавать ЕГЭ по обществознанию? Учитель помог ребенку сдать ЕГЭ за «спасибо», за «коробку конфет», за баллы в НСОТ!!! Первые пару лет к ЕГЭ приспосабливались, наконец, судя по всему, приспособились. Коррупция, переехав из вузов в школы, расцвела во всей прелести региональных особенностей.

Возможности устранить систематическую коррупцию при той методике проведения ЕГЭ, которая присутствует сейчас, в принципе нет. В крупных городах еще возможно, а в малых городах и сельской местности – нет. Отказываться от ЕГЭ вообще? По каким-то предметам там, где ЕГЭ совсем неадекватен, можно. Но не по всем – альтернативы еще хуже. ЕГЭ по математике, русскому, физике, химии при всех недостатках все-таки лучше, чем то, что было до ЕГЭ. Если, конечно, не применять результаты ЕГЭ в тех целях, для которых они неприменимы.Идея-то была во многом правильная, но организация процесса в корне неверна. Необходимо менять именно это. Должны быть специальные постоянно действующие центры для сдачи ЕГЭ. Получение аттестата зрелости и поступление в вуз должны быть разделены – часть C, требующая ручной проверки, должна быть нужна только для поступления в вуз. Для получения аттестата должна быть сдача зачетного типа (сдал/не сдал) по частям A и B. Банки данных с этими заданиями должны быть открытыми, но достаточно объемными, а сдача проводиться на компьютерах, со случайной выборкой вопросов, немедленной передачей результатов в единый центр, а также распечаткой результатов после сдачи – ответы вместе с вопросами.Все центры должны быть оборудованы веб-камерами, записывающими процесс сдачи. Сдача должна проходить круглогодично, каждому учащемуся выпускного класса должно быть позволено бесплатно сдавать не менее 3 раз – по расписанию для школ в конце года или в любое время года предварительной записи. Сдача экзаменов для поступления в вуз – особый разговор. Хотя такие центры могут быть использованы и в этих целях. Этот вариант позволит сдавать ЕГЭ без тех проблем, которые имеются сейчас, исключит основной источник коррупции и нечестной сдачи – участие учителей в сдаче ЕГЭ их учащимися.Отдельные случаи нарушений будут всегда. Но если будет проще сдать экзамен, чем выстраивать схемы нечестной сдачи, проблема будет решена на системном уровне. Более того, необходима независимая система мониторинга. Она должна помогать учащимся и учителям проверять знания по предметам, но не иметь юридически значимых последствий. Только в этом случае возможна объективная оценка состояния системы образования – иначе сразу начнутся подстраивание системы управления образованием под систему проверки, «наезды» на школы и учителей с требованием улучшить показатели. Попытка использовать ЕГЭ как средство мониторинга системы образования для управления качеством образования породила много уродливых явлений. И помощь учителей учащимся при прохождении ЕГЭ зачастую с этим связана. Коррупции (и нечестной сдачи) в независимых центрах будет меньше по следующим причинам:- банки заданий будут открытыми – этот источник коррупции и нечестной сдачи будет устранен;- задачи будет выбирать случайным образом компьютер. При этом условия многих задач по физике и математике можно параметрировать так, чтобы было практически бесконечное количество эквивалентных вариантов (как мы делаем у себя в интернет-олимпиаде по физике). Так что ответ не спишешь;- наличие веб-записи позволит проводить выборочный (или, при необходимости, по отдельным центрам тотальный) мониторинг проверяющими органами и общественными организациями.Можно сделать съемку в мелком масштабе, где не видны лица, но видно, честно ли прохождение (для наблюдателей), и в крупном (для доказательной базы в случае фиксации нарушений наблюдателями).Подобный метод наблюдения позволит при сохранении анонимности экзаменуемых сделать процедуру сдачи открытой и прозрачной. И все нарушения будет легко увидеть и отследить.Самые очевидные варианты нечестного прохождения в такой системе:- подмена экзаменуемого (вместо него проходит другой человек) – ситуация с проверкой паспорта;- подсказки по мобильнику – нарушения должны не допускаться сотрудниками центра и видны на веб-камере, слышимы на звукозаписи, это очень большой риск для сотрудников центра, не может носить системного характера;- подсказки служащих центра – то же, что в прошлом пункте;- стороннее «помогающее» программное обеспечение не может носить системного характера.Таким образом, те нечестности, которые сейчас носят системный характер, будут устранены. Более того, возможность досрочной сдачи экзаменов и повторных сдач заметно снимет психологическое напряжение.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте