Владимир КАРАКОВСКИЙ, народный учитель СССР, директор школы №825:
– Когда-то мои первые ученики дали мне хороший урок на всю жизнь. Если ты не овладеешь ребятами, их вниманием, их интересом, если ты не докажешь, что умеешь и знаешь еще что-то кроме суффиксов, ничего у тебя не выйдет. Второй урок: я понял, что думать так, как я думаю, они не будут, у них другой смысл. Другая психология. И пока я не пойму, как посмотреть на мир их глазами, никакого успеха у меня не будет. С тех пор от события до события меня воспитывали и воспитывают мои ученики. Я поэтому и продержался на педагогической работе 57 лет. Никогда не было так трудно работать в школе, как сейчас, а главное, никогда в таком страшном состоянии – бедственном, кризисном – не была вся система образования страны – российская система образования. Последние 16 лет мы только и делали, что улучшали ее, а получилось все наоборот. Президент в своем послании сказал, что мы потеряли все передовые позиции и надо было бы возвратиться к кое-чему назад. Так вот, я думаю, нам пора провозгласить одну очень важную идею – идею антикризисной программы образования. У нас есть все программы, кроме антикризисной. А пока мы не исправим то, что наделали, пока мы это вездесущее и подлое событие – ЕГЭ – не преодолеем. Мы дальше не пойдем никуда. Учитель в Год учителя должен заявить во всеуслышание свои грамотные позиции и, в частности, объявить протест против тех идиотских решений, которые напринимали администраторы-непрофессионалы. Пусть наш округ будет инициатором антикризисной программы образования.
Кто не думает о будущем, у того будущего и нет. Сейчас о будущем думают все, но каждый по-разному. Я тоже, несмотря на возраст, думаю о будущем, о моих годах, прожитых в школе, я верю в российского педагога, я верю в его талант, в его человечность. Я верю в то, что учителями славится Россия, ученики приносят славу ей. Пусть так и будет!
Лидия КОВТУН, председатель Совета директоров, директор школы №1910:
– Перед началом нового учебного года мы всегда на наших педсоветах говорим прежде всего об учителе, без которого не может быть новой школы, о необходимости поднять статус учителя, ведь учитель – художник жизни, как сказал Шалва Амонашвили. Мы очень много хорошего растеряли в 90-е годы, но благодаря мудрости, дальновидности учителей мы сохранили главное – воспитание духовного наследия наших учеников через музейную педагогику (а в округе у нас более 170 музеев различных направлений), через экскурсионную и краеведческую работу, через встречи с ветеранами, космонавтами, писателями, интересными людьми.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ключевая роль отводится учителям, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей. Государственным приоритетом в сфере повышения статуса учителя становится разработка политики по формированию нового поколения учителей как новой общественной элиты. Изменение общественного статуса учителя, стимулирование и мотивация его труда, дальнейшее использование механизмов приоритетного национального проекта «Образование» для выявления и поддержки лучших учителей, привлечение талантливой молодежи станет одной из главных задач для Совета руководителей, ведь 2010 год в России объявлен Годом учителя. На нашем окружном педсовете было много учителей – победителей различных конкурсов. Награжденный учитель должен стать авторитетным и уважаемым среди коллег. Его уроки необходимо сделать открытыми для родителей, учителей, причем всегда. Чрезвычайно важно, чтобы учащиеся получали всю информацию об участии учителей в профессиональных конкурсах и их достижениях. Дети должны видеть, что мы, учителя, стремимся совершенствовать свой профессионализм, через участие в таких конкурсах мы показываем пример, создаем условия и закладываем фундамент успешности наших учеников в будущем. Учитель всего-навсего человек, ничто человеческое нам не чуждо. Мы все очень разные – талантливые, с более скромными дарованиями, открытые, добросердечные и просто холодные ремесленники. Учитель – профессия массовая, претенденты на эту роль не проходят кастинга. Но педагог лишь до тех пор может соответствовать своей миссии в культуре, пока, верный формуле Бориса Пастернака, он стремится быть живым. И только живым до конца!
Ольга ЗЫБИНА, председатель Совета молодых педагогов, заместитель директора школы №462:
– Каждый учитель когда-то был молодым специалистом, а потому должен прекрасно понимать тех, кто только начинает свою педагогическую жизнь. В институте, получая профессию, молодой человек обычно считает, что он прекрасно подходит к этой работе, хорошо знаком с педагогикой и психологией, изучил методику преподавания предмета. Но с наступлением 1 сентября он остается один на один с учениками, которых ему предстоит обучать, и, к сожалению, очень часто остается наедине и с теми проблемами, с которыми сталкивается, с проблемами, которых не так уж и мало, начиная с простой методики преподавания и заканчивая неумением заполнить журнал. А тут еще трудности с дисциплиной, не всегда адекватное отношение некоторых родителей. Но самое сложное для молодого специалиста – взаимодействие с главными участниками образовательного процесса – с учениками. Отсутствие профессионального опыта и опыта работы с ребенком проявляется у молодого учителя в разных формах – от боязни класса, чрезмерной реакции на недисциплинированность учащихся до ощущения невозможности управлять ситуацией. Подобное положение складывается и во взаимоотношениях с родителями. Поэтому так важно, чтобы для каждого вновь пришедшего в школу учителя сразу создавались комфортные условия, чтобы его принимал педагогический коллектив, чтобы его принимала администрация. Мне в этом плане очень привезло: в школе №462 меня сразу приняли как родную, стали помогать не только в плане методики, но и оказывать психологическую поддержку. Мне объясняли, как решать проблемы, как выходить из той или иной трудной ситуации. Я благодарна директору школы Раисе Васильевне Труновой за то, что она так тепло, по-матерински приняла меня и помогла пройти сложный путь в первые три года работы. Я считаю, что каждый молодой учитель должен иметь своего наставника, который бы не просто помогал проводить и организовывать уроки, но и стал настоящим хорошим другом.
В течение прошлого учебного года Совет молодых учителей работал планомерно, но эта работа не была бы возможна, если бы нам не оказывали большую помощь Валентина Афанасьевна Попова, которая оказывала не только организационную поддержку, но и помогала нам в решении многих наших проблемы. Мы всегда спокойно могли подойти к ней и получить помощь, совет. Ежегодно члены окружного совета молодых учителей принимают участие в таких городских мероприятиях, как «Первые шаги», «Интеллектуальный брейн-ринг», новогодний бал. Мы также принимаем участие и в окружных мероприятиях, которые проводятся при поддержке Юго-Восточного окружного управления образования и окружной профсоюзной организации. Уже в течение трех лет члены совета выезжают летом на побережье Черного моря, это дает нам возможность не только отдохнуть (что само по себе хорошо!), но и повысить свой профессиональный уровень благодаря различным тренингам, мастер-классам, семинарам. Кроме того, мы знакомимся с молодыми учителями из других округов Москвы, завязываем тесные дружеские отношения, что в дальнейшем помогает нам в нашей работе.
Если говорить о выездах и семинарах, то уже стали доброй традицией посещение центральных профсоюзных курсов, а также ежегодные весенние экскурсии по Золотому кольцу. Мы благодарны окружному управлению образования и профсоюзной организации, надеемся, что такая работа будет продолжаться.
Итогом повышения квалификации молодых специалистов стал конкурс «Проба пера». Он организован окружным управлением образования при содействии окружных советов молодых директоров и молодых учителей, НМЦ. Состязания проводятся по аналогии с городским конкурсом «Учитель года». Надо сказать, что окружной конкурс становится первой ступенькой в профессиональном росте молодого педагога, он помогает справиться с основной психологической проблемой, которая встречается у молодых специалистов, – неуверенностью в своих профессиональных способностях, боязнью выступать перед более опытными коллегами. Кроме того, в процессе выполнения конкурсных заданий молодые педагоги делятся с коллегами своими профессиональными наработками, завязывают новые интересные знакомства, которые помогают справиться с трудностями, неизбежно возникающими в ходе работы. Часто у молодого специалиста возникает чувство одиночества, ощущение беспомощности. Конкурс же его участникам дает понять, что это не так, что он часть большого коллектива, который может и хочет ему помочь. Это очень важно для начинающего специалиста.
Говоря о школе будущего, нужно понимать, что ее нельзя построить, не опираясь на традиции. Должна быть связь поколений, и поэтому мы считаем, что Совет молодых учителей должен устанавливать тесные отношения с Советом ветеранов педагогического труда, так как на их плечах лежит большая работа по реализации многих начинаний столичного образования. Наши ветераны обладают колоссальным опытом, который мы хотим принять, чтобы стать такими же профессионалами. Мы, молодые учителя, постараемся внести достойный вклад в создание новой современной школы.
Комментарии