В Государственной Думе впервые обсудили проблемы рынка детских игрушек. Комитет по делам женщин, семьи и детей собрал за «круглым столом» депутатов, представителей исполнительной власти, производителей, педагогов и ученых.
«Пора признать, что в указанной сфере сложилась довольно сложная ситуация, если не критическая, – отметила председатель Комитета Екатерина Лахова. – Социальный заказ общества не влияет на развитие рынка, который в свою очередь диктует моду на игрушку».
По данным Лаховой, рынок детских игрушек в России ежегодно возрастает примерно на 30 процентов. Вместе с тем доля отечественных товаров не превышает 10-12 процентов. В Россию игрушки поставляются более чем из 30 стран мира. Абсолютным лидером среди них является Китай. Его доля в российском импорте составляет не менее 30 процентов. «Мы не против зарубежной продукции, – пояснила Екатерина Лахова. – Вопрос в том, какая она. Отвечает ли задачам воспитания и развития наших детей или несет угрозу здоровью, в том числе психическому».
Еще одна проблема – доступность игрушек. «Расходы на игрушки для каждого маленького россиянина в среднем составляют не более 500 рублей в год, – сообщила Екатерина Лахова. – Многие семьи вообще не располагают такими возможностями. Возможно, есть смысл подумать о формировании государственного заказа на оснащение детских садов, учреждений дополнительного образования игровым оборудованием, а также детской художественной и методической литературой».
Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко отметил, что низкое качество игрушек напрямую связано с ростом детской заболеваемости. Только в текущем году исследовано 180 тысяч образцов игрушек, и в большинстве случаев выявлено несоответствие гигиеническим требованиям. 93 тысячи 242 вида продукции было изъято из оборота. Большая часть забракованных игрушек – это импортные товары.
Вице-президент межрегиональной общественной организации «Экспертиза для детей» Сергей Аверин остановился на проблеме соответствия игрушек принятым в системе образования психолого-педагогическим и социальным критериям. «Игра – это основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, – пояснил он. – Формирование личности маленького человека происходит особенно интенсивно в этот период. Поэтому очень важно, как организована игровая среда».
Председатель совета директоров группы компаний «Русский стиль» Виктор Ярмоленко отметил, что пока каждый производитель самостоятельно решает, что ему выпускать. Между тем у Министерства образования и науки РФ совместно с разработчиками и педагогами есть возможность определить, что делать и как. «Без государственной поддержки деятельность российских производителей игрушек не сможет отвечать требованиям времени», – заключил он.
Комментарии