Еще древние греки говорили, что в обществе есть две важнейшие профессии – это преподаватели и врачи. Но если ошибка врача влияет лишь на ближайшее будущее одного человека, то ошибки педагогов – на отдаленное будущее всего общества. Стоит ли говорить о масштабах последствий малейшей оплошности людей, в руках которых находится такой мощный рычаг, как управление образованием и наукой целого государства? И тем более кардинальные реформы образования и науки?! И если свое здоровье и здоровье своих детей никто из нас не готов доверить случайному человеку, то почему же решение накопившихся проблем образования и науки государство с легкостью (а подчас и без всякого обсуждения!) должно доверять людям, которые не доказали своего профессионализма ни личными достижениями, ни успехами образовательных и научных систем, которые они возглавляли?
И не уподобимся ли мы, слепо копируя по подсказкам таких людей американские и другие иностранные модели школы, университета и организации фундаментальной и прикладной науки, Соединенным Штатам Америки, вынужденным «импортировать» лучших специалистов из других стран? Давайте вспомним, сколько замечательных американских ученых, нобелевских лауреатов, выдающихся инженеров, конструкторов авиационной и космической техники не являются продуктом американской системы образования?.. Достаточно напомнить такие имена, как Сикорский, Зворыкин, Г.Гамов, Вернер фон Браун, Эйнштейн, Энрико Ферми, В.Леонтьев…Но ведь не уподобимся – у нас просто не хватит денег на этот «импорт мозгов»! Поэтому Россия исторически и экономически обречена опираться лишь на собственные силы, на собственные ресурсы, и именно с этой точки зрения мы должны оценивать социально-политические, военные и экономические последствия реформирования российского образования и науки. И именно поэтому затронутый вопрос перерос свои естественные рамки и является, по сути, флагом борьбы за национальную безопасность и государственный суверенитет России. Без его решения не будет ни инновационной экономики, ни миллионов новых высокотехнологичных рабочих мест, о которых говорил В.В.Путин, ни надежных систем защиты информации и систем связи, ни передовой военной техники, ни новых реакторов, ни безопасной энергетики, ни успешных запусков новых ракет. Не пора ли задуматься и остановить бессистемную и непрофессиональную вакханалию реформ? Напомним основные этапы реформирования образования и науки за последние 15 лет и их наиболее одиозные последствия:- внедрение ЕГЭ, в корне изменившее как обучение в школе, так и уровень подготовки абитуриентов. Уже в самой концепции ЕГЭ заложена принципиальная ошибка о совмещении сразу двух функций – и выпускного, и вступительного экзамена. Между тем выпускной и вступительный экзамены преследуют совершенно различные цели, которые невозможно объединить в одном пакете заданий; – так называемый Болонский процесс и переход на двухуровневую систему бакалавров и магистров, разрушившие продуманные и сбалансированные учебные планы подготовки специалистов и увеличившие без какой-либо необходимости сроки обучения в университетах;- переход на новые стандарты, обрекающие на отсутствие в профильном обучении в старших классах полного набора фундаментальных научных дисциплин;- новый закон об образовании, обернувшийся увольнениями преподавателей вузов и школ с повышением аудиторных нагрузок оставшихся. Вдобавок новый закон создал базу для сворачивания сети школ с углубленным изучением ряда предметов, создававшуюся с начала 60-х годов и давшую стране выдающихся ученых и инженеров, программистов, не говоря уже о сотнях тысяч грамотных специалистов;- чуждые образовательным ценностям принципы оценки деятельности школ и вузов, основанные на странных и не выдерживающих критики принципах;- реформа РАН, поставившая под угрозу существование в РФ фундаментальной и прикладной науки; – невнятная политика в области системы подготовки научных кадров высшей квалификации и скандалы с защитами странных, если не сказать больше, диссертаций во многих ученых советах;- непонятная ситуация с РАО, которая за последние 20 лет не откликнулась содержательными достижениями педагогической науки ни на один из вызовов современности и постыдно ушла от дискуссий о путях реформ. Следует ли говорить, что ее деятельность исправно финансируется? Ее реформа давно назрела;- начавшаяся в 2014 году реформа подготовки педагогических кадров, грозящая окончательно подорвать последний бастион нашей обороны – систему подготовки учителей.Причем принцип и последовательность проведения всех реформ одинаковы: декларация благих намерений, их всеобщая поддержка (кто ж с ними поспорит?). А в итоге, разумеется, сокрушительный провал при попытке достичь декларированных результатов. Впрочем, компетентность, подобно красоте и контактным линзам, находится в глазах ценителя. Ужас наших реформ состоит не только в том, каковы они, а в механизме принятия решений. Самый возмутительный пример, когда «под покровом ночи, без объявления войны» в нарушение всех сроков в Госдуму был внесен закон о реформе РАН. Реформы образования проводились примерно так же. Только иногда создавалась иллюзия их общественного обсуждения без участия профессионалов. В результате 15 лет таких реформ наше образование из системообразующего института нации, который формирует нас как граждан этой страны, превратилось в услугу. Вместо специалиста, который социализирован в этой стране, с дипломом и специальностью мы даем бумажки никому не нужных, недоученных бакалавров, которые знают реальную жизнь, науку и производство хуже, чем выпускники техникума много лет назад. Да и воспринимают страну как место работы, а место работы в случае чего можно и поменять. Поэтому мы утратили и содержание образования, и его социальную функцию. При всей моей нелюбви к конспирологическим теориям вспоминается фраза, сказанная несколько лет назад Элен Вулфенсон, женой бывшего президента Всемирного банка: «Мы в Америке считаем, что Россия недостаточно богата, чтобы иметь общедоступное хорошее среднее образование». Понятно, что реформы в таких областях, как образование и наука, касаются судеб всех граждан страны, хотя и происходят не во благо им и не по их желанию. Между тем подобные судьбоносные решения стоило бы принимать после серьезного изучения профессионалами, а может быть, и после общенационального референдума с использованием всех механизмов гражданского общества. Вряд ли население ответило бы, что России больше не требуются хорошее образование и наука, здравоохранение и прочие достижения, от которых наши младореформаторы готовы отказаться. Создается неприятное впечатление, что за нас уже всё решили. И, кажется, не в России. Именно поэтому отцы-основатели реформ избегают открытых дискуссий с крупными и полемически острыми противниками. Именно поэтому вопросы образования и науки пытаются обсуждать и решать в основном не с привлечением профессионалов, а на уровне принятия политических решений. Иногда используя уважаемых политических деятелей страны «втемную», как агентов влияния, которые вольно или невольно способствуют сокрушительным реформам. Потому что авторам и разработчикам предельно очевидны истинный смысл и последствия таких реформ и они выполняют социальный заказ, который станет ясен всем в процессе публичного обсуждения с не ангажированными ни политически, ни финансово оппонентами. Заодно очень хотелось бы спросить авторов и идеологов реформ, связавших свои профессиональные и экономические интересы с внедрением этих концепций, куда же ушли народные деньги (а это сотни миллионов долларов!), потраченные на разработку концепции модернизации российского образования и проведение экспериментов? Но публичная дискуссия может обернуться для них крахом политической карьеры. И это еще один аргумент, препятствующий открытому обсуждению проблем.В этом случае политикам стоит еще внимательнее отнестись к возможности подобного диалога как к последней попытке уберечь страну от протаскивания под флагом модернизации таких реформ, последствия которых могут быть необратимы. Ибо если эксперименты и идеи столь безупречны и результаты великолепны, то почему же они до сих пор не обсуждались открыто, чтобы все противники убедились в их достоинствах? За пятнадцать лет, которые продолжаются эксперименты и реформы, мы слышали множество обещаний и описаний радужных перспектив того, как мы покончим с коррупцией в образовании, повысим качество общего среднего образования, получим инструмент выравнивания регионов и создадим мощный социальный лифт, который даст стране новых Путиных и Ломоносовых, поднимая из глубинки и низших социальных слоев талантливую молодежь и обогащая научную, экономическую и политическую элиту новыми кадровыми ресурсами. И времени для заметного для глаза успеха идеологии реформ прошло уже немало.Но, кроме связанных с ЕГЭ ежегодных скандалов, мы так и не увидели в прессе никаких серьезных итогов реформ.Давно назрела проблема уменьшения количества управленцев, требующих нелепой отчетности для создания видимости собственной значимости и необходимости. Не стоило вводить шестилетнее обучение там, где работали успешные программы обучения специалистов за срок в 5 лет. Заметим, что добавление к пяти годам лишнего года – это увеличение расходов на обучение на 20%! Ни много ни мало… Поэтому экономика реформ не выдерживает разумной критики.Об опасности подобных реформ говорило еще десять лет назад отправленное в министерство и президенту В.В.Путину в 2004 г. открытое письмо «Нет разрушительным экспериментам в образовании», подписанное 420 известными в стране и в мире педагогами и учеными. К сожалению, ответа на него не последовало. За десять лет в стране усилилась и продолжает нарастать кадровая деградация. И здесь мы уже вплотную подходим к проблемам национальной безопасности.Боязнь ответственности приводит реформаторов к сознательной дезинформации высшего руководства страны о ситуации в образовании и науке и создает угрозу как национальной безопасности страны, так в перспективе и ее суверенитету. Отдельно стоит отметить прямую угрозу безопасности страны, которую представляет принятие недостаточно подготовленных абитуриентов с липовыми результатами ЕГЭ на военные специальности, связанные с ядерными реакторами, ракетами, космосом, авиацией, высокотехнологичным оружием, защитой информации, правительственной связью и т. д., а также допуске таких курсантов в учебные заведения ФСБ, ФАПСИ, ГРУ.Стоит отметить, что среди наиболее крупных спонсоров образования в США, заинтересованных в выявлении и привлечении наиболее одаренных детей, – Военная академия в Уэст-Пойнт, Военно-морская академия, Агентство по национальной безопасности США. А что же творится у нас?Еще в 2010 году по итогам весеннего Госсовета президент дал поручение создать в федеральных округах и при ведущих вузах сеть президентских лицеев, таких как специализированные школы-интернаты при МГУ, СПбГУ, в Новосибирске. Чтобы любой талантливый школьник мог получить соответствующее не только его способностям, но и потребностям страны в целом образование, не уезжая навеки с Камчатки в Москву или Ленинград, а видясь со своими родителями на каникулах, а иногда и на выходных. Эта инициатива заглохла. А ведь именно руководители важных для поддержания обороноспособности и технического развития страны отраслей промышленности способствовали созданию в тридцатые годы в стране системы работы с одаренными детьми, а затем и созданию в шестидесятые сети специализированных школ с углубленным изучением предметов естественно-научного цикла и математики. Неужели сейчас наши военные, наши спецслужбы, наша военно-техническая интеллигенция не понимают этого и не могут понять угрозы своим, а значит, и общенациональным интересам? Вспоминается строчка из одного американского пособия по подготовке к экзамену по математике: «Если в задаче идет речь о количестве людей или животных, в первую очередь отбросьте все нецелые ответы». К такому ли образованию мы идем?! Да здравствуют полтора землекопа из известного советского мультфильма!Что же делать и чего добиваться? Будем надеяться, что нашим политическим лидерам мужества не занимать (вспомним хотя бы отказ от идеи 12-летнего обучения в школе), и принятие решений по исправлению допущенных ошибок их авторитету не повредит, а лишь укрепит его. Заодно будет в значительной степени снято социальное напряжение и усилена консолидация общества на основе идеи укрепления национальной безопасности России. Не эта ли идея в свое время принесла Путину столь впечатляющую поддержку народа?Сергей РУКШИН, член Общественного совета Минобрнауки РФ, профессор РГПУ им. Герцена, зам. директора президентского физико-математического лицея №239, член Санкт-Петербургского союза ученых
Комментарии