«Гуманитарная составляющая процесса обучения должна быть более значимой. Сейчас реализуется инициатива возрождения в школах хоровых и театральных кружков. Это действительно отличная, проверенная временем практика, и ее нужно развивать», – сказал Владимир Путин, выступая на заседании Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. О важности занятий искусством для ребенка писали Василий Сухомлинский, Константин Ушинский, Антон Макаренко, педагоги, психологи, врачи, деятели искусств. Идея о необходимости занятий искусством для каждого ребенка положена в основу концепции Московского фестиваля школьных музыкальных театров «Содружество искусств».
Сказка ложь, да в ней намекВолшебные приключения Буратино и Алисы, рафинированная эстетика классического русского балета и оперы классических и современных композиторов, фантастические события в Древнем Египте и колдовство в Вальпургиеву ночь, таинственные превращения и невероятные преображения – все это музыкальный театр, в котором играют дети. Еще более фантастично и удивительно то, как много это дает каждому ребенку, который играет в спектакле. В спектаклях дети создают образы прекрасных принцесс и фей, зловещих теней и игральных карт, королей и мышей, бездомных кошек и сказочных человечков, персонажей из сказок и легенд. Сквозь эти образы и ситуации проступают самые важные вопросы человеческой жизни – что есть добро и зло, честность и предательство… «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И девицам тоже. Так дети учатся различать правду и ложь, видимость и действительность, определяют для себя жизненные приоритеты и убеждения, учатся верить в себя, справляться с неожиданными ситуациями. И прежде всего занятия в театре – творческое вдохновение, жизненно важное для каждого ребенка. Почему оно так важно? Многочисленные исследования, заключения экспертов и педагогов, более 500 отзывов участников фестиваля и их родителей свидетельствуют о том, что участие в музыкальном театре помогает ребенку стать увереннее, лучше учиться, работать в команде и дружить, дает общее развитие и многочисленные умения для жизни. Некоторые из этих детей станут профессиональными музыкантами или артистами, все остальные всю жизнь с теплом будут вспоминать эти репетиции и работу в команде, это вдохновение и полет мысли, дружбу и творческие находки, получат неисчислимое количество плюсов для своей будущей взрослой жизни. «Если человек в детстве чем-то окрылен, чем-то одарен, если в нем возникла способность к творчеству и внимание и желание выкристаллизовать это во что-то, что способно удивлять, радовать других, он в любой профессии это пронесет, сохранит», – говорит член-корреспондент Академии творчества, заслуженный учитель России Роксана Сац.Наши героиНаши герои – прекрасные дети, участники школьных музыкальных театров, их замечательные педагоги. Среди участников фестиваля самые разные театры – начинающие и с длительной историей, оперные, балетные и эстрадные, с детьми разного возраста. Объединяет их одно – в музыкальных спектаклях играют, поют и танцуют дети школьного возраста. Наши герои – это музыкальный театр «Детский остров» гимназии №1526, музыкальный театр «Переменка» гимназии №1541, театральная студия прогимназии №1728, музыкальные театры детских школ искусств «Юность», «Надежда», «Вдохновение» и школы №193, музыкально-театральный коллектив «Огонек добра» школы искусств №5 Воскресенска, детский эстрадный музыкальный театр «Мюзикл» школы искусств им. Верстовского, Международная школа мюзикла «Гусяка», театральный коллектив «Доминанта» детской музыкальной школы №16 города Киселевска, театр детской школы искусств №7, студий «Овация» и «Воскресение» Центрального дома актера, театр «Маскарад» Одесской национальной музыкальной академии им. А.В.Неждановой, «Ассоль» школы №158, «Маленькая фея» школы №1206, оперный театр «Лель» школы №152, музыкальный театр «Муравейник» Дворца пионеров и школьников Курска, театр «Гармония» школы №1874, а также театральный проект 7-го «Д» класса школы №2030, театр «Магия» Центра образования №1482, студия «Детский лепет» школы имени Наталии Сац, театры школы №156, школы №72, школы №87, школы №48, школы №1998, театр эстрадной песни «Домифаций» Центра образования №1601, театральное объединение «Экспромт-фантазия» Центра внешкольной работы, балетная студия Центра образования №2006, школьный театр «БиМ» школы №37, музыкальный театр «Солнечный ГНОМ» Детской музыкальной школы им. Гнесиных, музыкальный театр-студия «Галерка» Центра детского и юношеского научно-технического творчества «Исток», Коралловский театр детского балета лицея-интерната «Подмосковный» для детей – жертв террористических актов, театр «Дебют» ивановского детского дома №2, творческая мастерская «C’est la vie» Электрогорска и, наконец, музыкальный театр «Жар-птица» школы №324 «Жар-птица» – основателя и организатора фестиваля.История фестиваляИменно с этого театра и началась история фестиваля. Идея его родилась в школе №324 «Жар-птица» в 2007 году. Это массовая общеобразовательная школа, в которой все дети поют с 1-го по 11-й класс. Несмотря на то что специального отбора детей в эту школу нет, в оперном театре школы были поставлены 12 спектаклей, даже «Свадьба Фигаро» В.А.Моцарта. Уже 20 лет в школе осуществляется модель «Воспитание искусством». Главная идея этой модели заключается в том, что искусство создает и развивает основные личностные качества человека, которые жизненно важны в любых ситуациях современной жизни, занятия искусством развивают креативность и инициативность, так необходимые сегодня в жизни и, что очень важно, становятся действенной профилактикой антиобщественных явлений.«Занятия искусством позволяют развивать определенные способности к творческой деятельности и психологические качества личности, необходимые для успешного освоения наук, а впоследствии – различных профессий: интуицию, настойчивость, волю, эмоциональную и психическую устойчивость, коммуникабельность», – говорит автор идеи и концепции фестиваля, директор школы №324 «Жар-птица» Елена Зотова.Художественное творчество детей как профилактика асоциальных явленийВажнейшим положением концепции фестиваля стала идея о том, что детское художественное творчество не только эстетическое воспитание, но и опережающее интеллектуальное развитие, различные аспекты социализации и первичная профилактика асоциального поведения. Ее обсуждали участники конференции, которая состоялась в рамках 3-го Московского фестиваля школьных музыкальных театров в Московском институте развития образования. Известна тревожная статистика, говорящая о проблемах с молодежью, ее десоциализации, что ставит под угрозу наше будущее. В то же время роль художественного творчества детей в первичной профилактике таких явлений мало известна за пределами профессионального педагогического сообщества, крайне недооценена в качестве очень действенного воспитательного ресурса для каждого ребенка, а не только подготовки будущих профессионалов, открывая конференцию, первый заместитель директора МИРО Мария Николаевна Лазутова назвала тему конференции «абсолютно уникальной». Действительно, многочисленные исследования, обширный отечественный и зарубежный педагогический опыт ясно указывают на исключительно важную роль занятий искусством в воспитании каждого ребенка. Понятен вывод Конгресса ЮНЕСКО «Искусство в образовании» в Лиссабоне (2006 год): «Искусство не довесок и не помеха образовательному процессу, а его двигатель, катализатор и локомотив. Без художественного образования всякое иное образование неполно, половинчато и неэффективно».Одно из положений резолюции конференции говорит: необходимо признать жизненно важным вопрос обеспечения доступа каждого ребенка к занятиям художественным творчеством в школе. «Каждая школа, каждый педагог неизбежно выполняют одну из двух функций: или они готовят счастье своей стране, или несчастье», – писал Константин Ушинский. Большую роль в том, чтобы воспитание ребенка готовило счастье для его страны, играют занятия искусством для каждого ребенка.О фестивале…В первом и втором фестивалях школьных музыкальных театров участвовали соответственно 15 и 22 театральных коллектива. Оба фестиваля были проведены совместно с Московским музыкальным театром «Геликон-опера». Третий фестиваль «Содружество искусств» – фестиваль-праздник и смотр достижений – был проведен совместно с Детским музыкальным театром имени Н.И.Сац, в нем приняли участие 37 детских театров из Москвы, Подмосковья, других городов (в формате интернет-фестиваля).Фестиваль открылся 1 ноября 2013 года в Детском музыкальном театре имени Н.И.Сац, юные участники фестиваля и их замечательные педагоги получили прекрасный подарок от театра – возможность увидеть знаменитую оперу С.С.Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Эта постановка заслуженного деятеля искусств России, лауреата Государственной премии России Георгия Исаакяна в 2012 году стала лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска». Затем вплоть до торжественного закрытия, которое состоялось 26 мая в малом зале театра, были показаны 43 спектакля. Каждый коллектив приглашал зрителей на свой спектакль через объявление на сайте фестиваля www.f-mt.ru. На закрытии фестиваля девять театральных коллективов показали фрагменты спектаклей. Все участники фестиваля получили грамоты, кубки, цветы, подарки от партеров фестиваля. Но, пожалуй, самым лучшим подарком стал сертификат на бесплатное посещение спектакля Детского музыкального театра в 2014-2015 гг.Четвертый фестиваль состоится в 2015-2016 гг., а в 2014-2015 гг. все участники фестиваля поддержали идею волонтерского движения, участие в социальном проекте – показ спектаклей школьных музыкальных театров детям из детских домов и посетителям центров социального обслуживания.Елена КРЫЛОВА, член оргкомитета фестиваляОргкомитет выражает огромную благодарность всем, кто поддержал 3-й фестиваль школьных музыкальных театров «Содружество искусств», – цветочной базе «Мосцветторг», объединению «Диалог-Конверсия», интернет-магазину «Комус», студии визуального творчества «Квац», типографии «Руст-Пресс», компании «Финансово-правовая экспертиза бизнеса», Николаю Казакову, фотографу Рауфу Керимову, компании школьной формы «КлассИКи», администрации школы №2030, волонтерам Марии Крыловой, Петру Казакову, Валерии Закирзяновой, Анне Щербаковой.
Комментарии