search
main
0

Да поднимется рука… “Резать” стандарты будут люди с именем

С момента опубликования в “УГ” проекта стандартов общего образования прошло более двух месяцев. За это время редакция получила сотни откликов, суть которых сводится к тому, что в таком виде принимать стандарты нельзя. Эта мысль созвучна с теми идеями, что сегодня рождаются в стенах Министерства образования РФ и которыми продиктованы перемены в отношении стандартов и работающего над ними коллектива. Свежую струю в работу над основным документом о содержании образования внесут люди, ранее не имевшие к стандартам прямого отношения. Они должны будут учесть мнения общественных экспертов и подготовить их оптимальный вариант. Об этом шла речь на пресс-конференции первого заместителя министра образования РФ Виктора Болотова в московском пресс-клубе “Четыре стороны”, на которой собрались представители многих центральных общественно-политических и педагогических изданий.

После бурного обсуждения государственных образовательных стандартов в Госдуме 22 октября, когда один из основных документов, регламентирующих школьное образование, был отправлен на серьезную переработку, Минобр предпринимает попытку объяснить суть происходящего широкой общественности. В конечном итоге коллегиальное мнение чиновников, педагогов, ученых и родителей способно повлиять на власть имущих в принятии верного решения по закону о стандарте образования.
Виктор Болотов первым делом сообщил, какие шаги по доработке стандартов предпринимаются Министерством образования. Во-первых, оно намерено создать независимую группу из представителей директорского корпуса Москвы, “людей с именем”, которые будут “резать” то, что наработали методисты. Во-вторых, экспертно-аналитический центр в рамках министерства проанализирует предложения, что были сделаны в ходе обсуждения последнего варианта стандартов, в том числе замечания Московского госуниверситета и РАО. И в-третьих, координационная группа сведет воедино критические замечания и представит их Федеральному координационному совету.
Параллельно с работой над стандартами закладывается фундамент нормативного финансирования школы. Подготовлен законопроект о введении механизма субвенции. Каждый субъект Федерации из своего бюджета будет обязан додавать деньги по нормативам своим муниципалитетам, чтобы те направляли их на зарплату учителям, школьное оборудование, учебники. При этом коммунальные расходы останутся за муниципалитетами.
– Предполагается ли создание условий к реализации стандартов по образцу того, что существует в высшей школе?
– Вы касаетесь темы законопроекта о стандарте, который прошел первое чтение в Госдуме и доработка которого сейчас ведется, – начал отвечать на вопросы журналистов Виктор Болотов. – В нем вопрос материально-технического обеспечения стандартов поставлен очень жестко. Содержание стандарта и требования к его реализации – две стороны одной медали. Но вначале стандарты надо принять, а потом смотреть, что же под них нужно.
– Может ли существовать некий переходный стандарт, как считают отдельные эксперты?
– Любой стандарт – переходный по определению. Он является действующим здесь и теперь, но завтра о нем забудут. Это первое. И второе. Эволюционное изменение стандарта будет всегда. Какие-то вещи будут уточняться, дополняться, расширяться, поскольку нужно учитывать требования жизни. Если проект стандарта при следующем его представлении в Госдуме отвергнут 90 процентов участников обсуждений, то, как его ни назови, он ровным счетом ничего не будет значить и пойдет на доработку. Если стандарт получит поддержку, по нему будут работать и финансироваться школы – главное именно это, а не какие-то эпитеты.
– В стандартах не удалось осуществить разгрузку. Означает ли это, что в новом содержании образования прибавилось количество часов?
– Разгрузка связана не с часами. Просто нужно меньше забивать голову детям специальным или второстепенным материалом, чтобы больше времени было для диалога. Но коль мы говорим, что информатика, экономика, право нужны сегодня школьникам, то что, мы будем делать их восьмым, девятым, десятым уроками? Ситуация уменьшения числа часов на предмет связана не с разгрузкой, а с необходимостью введения новых предметов. Если в одном месте надо прибавить, то в другом – убавить, иначе учеба будет бить по здоровью ребенка. Поэтому разгрузка – это уменьшение объема понятий, а ситуация с часами – это то, как втиснуть новые предметы в санитарные правила и нормы.
– А как быть с домашними уроками? По пять часов тратить на домашнее задание – это же не реально!
– Совершенно правильно. Мы считаем, что в начальной школе домашних заданий не должно быть вообще, а в старшей школе они должны занимать не более двух-трех часов. Опять-таки это связано со стандартами. Уменьшение объема понятий повлечет и некоторое уменьшение домашнего задания. Но каждый учитель в школе думает, что его предмет самый главный. На мой взгляд, инициатива отдельного учителя часто чрезмерна, и из министерства (оно одно почти на 70 тысяч школ) мы не поймаем такого педагога за руку. И тут должно вступить в силу общественное самоуправление. Родителям надо интересоваться: а что с их детьми делают в школе?
Ирина Каминская

P.S.

Группы по доработке стандартов образования уже приступили к своим обязанностям. Одна из них включает в себя 20 директоров и завучей школ. Они начали работать 13 ноября. Об этом накануне сообщил Виктор Болотов, проводивший селекторное совещание с руководителями органов управления образованием субъектов РФ по итогам обсуждения законопроекта о госстандарте и его “начинки” в регионах. Подробнее об этом читайте в ближайших номерах “УГ”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте