search
main
0

Да ну войну! Страдания убежденного пацифиста на уроке литературы

“За партой, как в бою”, – прочитал на доске Вовка Колотов тему свободного сочинения и почувствовал себя на дне глубокого окопа. Мария Петровна, преподаватель литературы, как танк, надвигалась на него.

Колотов беспокойно огляделся, ища глазами Нюрку-бронебойщицу, Аню Бронину, железную палочку-выручалочку на все случаи жизни. Но, увы… Аня сама беспомощно, как антеннами радиостанций, поводила торчащими косичками. При столь свободной теме она явно едва тянула на санинструктора. Он посмотрел также на своих верных друзей, но по их лицам понял, что в разведку с собой их брать бесполезно. Еще Вовка Колотов понял, что попал в окружение, из которого предстоит выбираться в одиночку.
Он почему-то вспомнил недавний культпоход в музей, картины “Опять двойка”, потом “Возвращение блудного сына” и, наконец, “Совет в Филях”. В мундире Кутузова, с суровым лицом, на картине ему почудился Колотов-старший…
Вовка тяжело вздохнул и просто так вывел: “Уважаемая Мария Петровна…” Минут пять он изучал потолок, пока вдруг ясно не осознал, что учебный час короче астрономического на четверть… Тогда он продолжил:
“В наше тревожное время школьных реформ и компьютеризации, либерализации и обвальной демократизации, наконец, рекрутирования в школу шестилетних мы должны отчетливо представлять всю меру ответственности, которая ложиться на Вас и на нас. Откровенный обмен мнениями необходим в это тревожное время. У нас с Вами существенные расхождения по ряду вопросов, разные точки зрения на единство процесса обучения и воспитания, по-разному мы можем оценивать важные события и явления, происходящие в нашем микрорайоне и даже за его пределами.
Например, я глубоко убежден, что Ваше мнение о себе полностью совпадает с моим мнением о Вас… И в то же время я уверен, что вы обо мне думаете существенно хуже, чем я о себе. Хотя не многие знают, но многие могут подтвердить, что я совершенно бескорыстно выступаю Вашим убежденным почитателем. Как известно, Ваш супруг – подполковник саперных войск, и злые языки в определенных школьных кругах говорят: саперы ошибаются в жизни один раз, и Ваш муж-сапер уже один раз ошибся, когда женился на Вас. То есть нехорошие люди утверждают, что Вы – страшнее противотанковой мины. Я категорически выступаю против таких домыслов и доказываю, что особенно Вы хороши именно у домашнего очага.
Трудно живется в наше время. Если чуть замешкаешься и после мультиков не выключишь телевизор, то сразу получишь очередную порцию новостей о вооруженных конфликтах, параде суверенитетов и прочих катастроф… Думая о нашей школе, приходишь в смятение: вдруг англоязычные классы пойдут стеной на немецкоязычное меньшинство, а уборщицы начнут приватизировать преподавательские классы… Все это убеждает меня: мирному сосуществованию нет альтернативы. Мы не должны забывать уроки истории…
Чего хорошего принесла двухнедельная война известного всем преподавателя биологии – уважаемой Екатерины Дмитриевны с Сашей Поповым? Тщетно пыталась Екатерина Дмитриевна добиться от Саши формулы дезоксирибонуклеиновой кислоты, хотя было совершенно очевидно, что, если оставаться в рамках этой удивительной теории, Саша тут ни при чем, просто его папа передал ему свою ДНК (как раньше говорили, “сделал его таким”).
Лучше тройка за мирное сосуществование, чем пятерка за боевые действия… Два раза приходил в школу Сашин папа, два раза потом, как только Саша садился за парту, муки и страдания искажали его, в общем-то, доброе лицо.
Сама же Екатерина Дмитриевна на нервной почве покрылась аллергической сыпью как раз в то время, когда у нее наметились (по проверенным данным) определенные отношения с нашим преподавателем физкультуры – бывшим десантником. В свою очередь, можно понять нашего десантника: в принципе откуда ему знать, что это просто высыпания на нервной почве, а не экзема. Пока у Екатерины Дмитриевны проходили эти самые пятна, преподаватель физкультуры успел в очередной раз жениться. Тут мы видим, как иногда удивительно личное пересекается с общественным. А ведь маленькая тройка мирного сосуществования, затерянная в лабиринтах классного журнала, не отвлекала бы Сашиного папу от общественно полезного труда. Сама же Екатерина Дмитриевна обрела бы счастье и покой, ибо наш преподаватель-десантник славится своей порядочностью и, конечно, как человек честный, незамедлительно узаконил бы свои отношения с Екатериной Дмитриевной.
Или вот еще пример из недавнего прошлого. Не сложились отношения у Паши Кочкина с географичкой Ириной Александровной. Конечно, Гренландия – остров, и в итоге Паша с этим согласился. Предположим, Паша путает остров Суматра с островом Ява, но зато прекрасно отличает “Яву” от “Мальборо”. Ирина Александровна объявила Паше тотальную войну: отныне он почти каждый урок стоял в почетном карауле у географической карты мира. И, конечно, в какой-то мере Паша защищал свои честь и достоинство. Он растворил в нашатырном спирте кристаллический йод и другие секретные компоненты, после чего высушенным порошком заминировал места обитания Ирины Александровны. Как вы знаете, Ирина Александровна чудом уцелела, однако от взрыва полностью была разрушена ее верхняя одежда и частично пострадало нижнее белье. Конечно, Паша был не прав. Более того, он чистосердечно покаялся и предложил безвозмездно передать технологию изготовления взрывчатки. В итоге Паша посещает другую среднюю школу, правда, в вечернее время. Ну а кто от этого выиграл? Перечень примеров можно продолжить.
Мы не можем не верить нашим славным космонавтам, которые в один голос утверждают, что с высоты более чем птичьего полета видно, насколько мала наша планета Земля, как мы должны ее беречь. И наша школа не более чем точка на планете, правда, точка разума. И так хочется, чтобы она всегда была такой.
Небольшой частный бой, который я сейчас веду, является частью грандиозной битвы за Днепр. Отец прямо так и сказал: “Нахватаешь двоек – не видать тебе летом Днепра”, который, как известно, чуден при тихой погоде. А у меня еще известные трудности с географичкой Ириной Александровной, которая, хотя и ходит в новом платье, методы сохранила старые. Почему-то она глубоко убеждена, что я участвовал в том злополучном минировании. Но Вы же, Мария Петровна, прекрасно знаете из моего прошлого сочинения на свободную тему, что я решил свое будущее посвятить дипломатической службе и закаляю свой характер именно в этом направлении. Я против террора во всех его проявлениях. Вы меня знаете также как горячего сторонника мирных инициатив всех наших президентов. Еще у всех на памяти митинг, организованный демократической прослойкой нашей школы, на котором я громче всех кричал: “Свобода! Равенство!” и т.д., за что несправедливо был удален из школьного конференц-зала.
Поэтому Вы можете представить, насколько мне чужда и неорганична тема предложенного Вами сочинения, как противоречит она системе моих жизненных концепций… Вот каково мое мнение, и я полностью с ним согласен…”
Вовка Колотов огляделся: большинство соратников-бойцов сидели с лицами военнопленных. Одна Анька Бронина, видимо, успела освоить профессию пулеметчицы и строчила, строчила…
Колотов трудно вздохнул, тяжело встал и с каменным лицом пошел к столу преподавателя, неся перед собой, как белый флаг перемирия, листки выстраданного сочинения.

Виктор МАТОСОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте