Деятельная жизнь, в которой есть место и работе, и семье. Для кого-то это недостижимая мечта, а для учителя начальных классов и заместителя директора по воспитательной работе белгородской гимназии №22 Ирины КИРИЛОВОЙ – воплощенная реальность. Дома – муж Евгений, строитель, и четырнадцатилетний сын Денис. В профессии – солидный семнадцатилетний опыт, верность родной гимназии с 1987 года. В последнее время количество дел превышает разумные пределы. Ирина Юрьевна принимала участие в семинаре учителей городов-побратимов Херне (Германия) и Белгорода. Представляла технологию Ю.А.Поташкиной на всероссийском форуме «Образовательная среда-2003». Давала мастер-класс на IX Международном фестивале «Учитель года-2004» на Украине. Отпуска не предвидится. Впереди – финал «Учителя года России».
Мудрый Сократ говорил: «В каждом человеке солнце, только…» Попытаюсь продолжить эту фразу.
«В каждом человеке солнце, только помоги ему проявить себя, поверив в свои собственные силы».
Из опыта работы знаю, что, встретив на своем пути трудности, многие ученики ищут способы их преодоления, пытаются всеми силами решить возникшую проблему, но есть и такие, которые пугаются сложностей, пасуют перед ними.
Моя первая заповедь. Помоги ребенку почувствовать в себе уверенность.
«В каждом человеке солнце, только благодаря этому во Вселенной так много звезд и созвездий».
Вхожу в класс, все ученики ровно стоят возле своих мест, не шелохнутся, садятся одновременно, нет никакого шарканья, скрипа. Во время урока никто не выкрикивает с места, все ответы четкие, верные. Урок проходит в полной тишине.
Хотела бы я видеть своих второклашек такими? Нет! А где же детская непосредственность, эмоции, неуемность одних и непоседливость других? Мои ученики разные, каждый из них уникален, каждый – личность.
Вторая заповедь. Люби своих учеников уже за то, что им дано право жить на земле!
«В каждом человеке солнце, только не дай ему остыть и погаснуть».
Сын до школы любил рисовать, его творческие работы в детском саду помещались на выставку. Но вот первые уроки рисования в школе и первая оценка – «четыре с минусом». И все – он перестал рисовать, навсегда решив, что этого делать он не умеет.
Я не боюсь заглянуть во внутренний мир ребенка. Я хочу строить общение с ним так, чтобы мы творили, создавали, открывали мир вместе. Я должна заметить все грани этой удивительной личности. Я могу сделать так, чтобы хорошего в ребенке становилось все больше и больше.
Третья заповедь. Поддерживай учеников в их делах и начинаниях, найди то лучшее, что есть в них, и постарайся развить.
«В каждом человеке солнце, только и на солнце бывают пятна».
Л.С.Выготский писал: «Люди больших страстей, великих подвигов, сильных желаний, даже просто люди большой мысли и крепкие характеры редко выходят из пай-мальчиков и пай-девочек». Всем очень нравится герой Марка Твена Том Сойер, выдумщик и проказник, однако в классе зачастую удобен не Том, а его двоюродный брат Сид, тот самый пай-мальчик, хитрый и скрытный.
К сожалению, в школьной практике мы встречаемся с таким явлением, когда непослушные дети получают оценки ниже, чем их одноклассники только потому, что учитель оценивает не знания, а поведение.
Четвертая заповедь. Сделай озорников и шалунов своими помощниками.
«В каждом человеке солнце, только тот светит ровно, кто знает, что его свет нужен».
Вспоминаю свою первую учительницу…
Она мне нравилась. Она была вся какая-то домашняя, родная. Все, что случалось с нами хорошего и плохого, мы рассказывали ей и знали: учитель всегда поймет. Учительница была нужна нам, а мы были нужны ей.
Не это ли является главным предназначением учителя на земле?!
Пятая заповедь. Дари свой свет ученикам.
А теперь закончим фразу Сократа так, как это сделал он сам более двух тысяч лет назад: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».
Комментарии