search
main
0

Да будет свет! И минимум затрат

Практически во всех учреждениях системы высшего и общего образования в последние годы сложилась одна и та же ситуация: существующее оборудование практически полностью выработало свой ресурс, оно устарело и морально, и физически, серьезно отстает от современных требований. И это в то время, когда имеющиеся и уже успешно себя проявившие технологии позволяют получить до 40 процентов экономии при значительном повышении качества освещения. О том, что нужно сделать, чтобы учреждения образования нашей страны стали энергоэффективными потребителями, мы беседуем с куратором проекта «Преобразование рынка для продвижения энергоэффективного освещения» программы развития ООН, Глобального экологического фонда и Министерства энергетики Российской Федерации Анатолием ШЕВЧЕНКО.

– Проект начат в прошлом году и будет реализовываться вплоть до 2014-2015 года. До этого в течение нескольких лет эксперты ООН и Глобального экологического фонда проводили масштабные исследования, которые подтвердили насущную необходимость преобразований. Нельзя сказать, что до этого у нас в стране ничего не делалось в направлении энергоэффективности. Многие знают о реализованной программе (она была рассчитана до 2005 года), в рамках которой в ряде университетов было заменено оборудование – переоборудованы аудитории, заменено освещение в рекреационных помещениях, холлах и актовых залах. В целом это дало определенный результат, но говорить о том, что все сделано, преждевременно. Большая и эффективная работа по модернизации должна пойти именно сейчас. Мы подготовили ряд предложений и проектов на следующий период. Многие университеты, уже имея опыт первого этапа программы, запланировали эти работы, утвердили бизнес-планы, разработали общетехнические требования, и вот только в настоящее время приступают к осуществлению намеченных мероприятий. Делают они это не за счет бюджетного финансирования в рамках текущей деятельности, а за счет привлечения инвесторов. Видите ли, по системе образования уже понятно, что именно, как и в какой форме делать, не решен только вопрос финансирования. Точнее, решен, но пока еще не отработан его механизм. Совершенно очевидно, что бюджетного финансирования не хватит на все. Поэтому было принято решение продвигать линию привлечения инвесторов, в том числе заключение энергосервисных контрактов. Это совершенно новое направление, аналогов которому в нашей стране еще не было. Здесь уместно говорить о новом механизме взаимодействия муниципальных и государственных структур с частными инвесторами. Конечно, практики реализации энергосервисного контракта у нас пока нет, но предварительная нормативная документация подготовлена и апробируется в ряде регионов. В первую очередь обкатка идет в группе президентских проектов, таких как «Энергоэффективность социальной сферы», «Энергоэффективный квартал», проект «Новый свет». В рамках этих программ была проведена подготовительная работа. Апробирование этого подхода идет в Москве и некоторых других регионах.- Почему это нельзя распространить на все регионы, на глубинку?- Трудности связаны с несколькими факторами, прежде всего с длительностью контракта. Не очень пока ясно, когда инвестиции смогут возвратиться, – это основная проблема. Существует методология расчета срока возврата вложенных средств. Но она отталкивается не от существующих объемов энергопотребления, а от нормативов. Но если в первом случае получаются одни цифры, то во втором – другие. Если отсчитывать от реально имеющейся базы, то срок окупаемости при приведении энергосистемы и системы освещения в должный вид станет значительно длиннее. Далеко не каждый инвестор пойдет на долговременное вложение своих средств. Этот момент сейчас активно обсуждается, предлагаются варианты, например, предусматривающие возможность заключения контракта на основании сопоставимых условий. Это когда берутся приведенные значения текущего потребления и соотносятся с нормативными условиями, а потом рассчитываются расходы с учетом модернизации оборудования. И уже отталкиваясь от этого, рассчитывается общий срок окупаемости контракта.- Когда же разработанная схема сможет заработать на полную мощь? Какие сроки вы, как специалист, можете прогнозировать?- Сроки прогнозировать очень сложно. Мы свою задачу видим в том, чтобы, во-первых, запустить систему энергосервисных контрактов. Хорошо, если инвесторы придут и будут участвовать в модернизации. Во-вторых, мы хотим привлечь к энергосбережению административный ресурс. Хорошо, если в рамках текущих капитальных ремонтов школьных зданий будут учитываться наши предложения и те технические решения, которые позволят существенно снижать энергопотребление. Это очень важный момент, потому что в рамках бюджетных программ тоже возможна частичная реализация наших предложений. Но нужно жестко отслеживать, чтобы любой проект ремонта школы включал в себя комплекс энергосберегающих мероприятий. Мне видится это так. В мае этого года утверждены новые СНиПы, которые, кроме требований к освещению, содержат нормы потребляемой мощности. Они жесткие. Если проектировщики и инженеры будут учитывать их при разработке проекта, то уже отлично. К сожалению, не все об этих нормах даже знают, вот в чем проблема. Дело еще в том, что проекты капитальных ремонтов у нас разрабатываются не с нуля, а по дефектным ведомостям (то есть по принципу латания дыр). А должен быть жесткий контроль, чтобы ремонт шел параллельно с модернизацией, раз муниципалитет выделил средства. Необходимо проконтролировать, чтобы вся текущая работа по модернизации из любых источников финансирования велась в контексте требований энергоэффективности. Стоит вопрос о том, как организовать этот контроль. То ли это будет функция региональных министерств или департаментов образования, то ли какой-то другой структуры.Со своей стороны мы заверяем, что открыты для любого взаимодействия. Еще раз повторю, что мы готовим технические решения и организационные инструменты, для того чтобы стимулировать реализацию мероприятий, поэтому готовы делиться со всеми регионами и заинтересованными лицами своими разработками, расчетами. Готовы помогать всем, чтобы как можно скорее сделать школы и вузы энергоэффективными.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте