search
main
0

Да будет свет! Эффективная схема подготовки энергетиков

Мы так зациклились на РАО ЕС, то включающем, то выключающем свет в домах, школах и больницах, что никогда не размышляем: откуда же берутся опытные специалисты, которые дают свет в наши дома, когда нет долгов и мы с энергетиками находимся в состоянии мира. Напрасно не размышляем, потому что готовят таких специалистов в РАО ЕС, подчас используя необычные, инновационные формы. Ну, скажем, Мосэнерго имеет в столице свое учебное заведение – Московский технологический колледж.
Чтобы понять, какой путь прошло учебное заведение, считающееся сегодня не бедным родственником, а полноправным партнером мощной энергетической структуры, нужно вернуться на несколько десятков лет назад. Москва тогда вовсю использовала труд так называемых “лимитчиков”, которые прибывали в столицу из всех концов страны, получали тут работу и жилье. Москвичи не хотели заниматься таким нужным, но не престижным и тяжелым трудом. Потому и дома строили приезжие, и энергопроизводством занимались они же. Но если сначала предприятия столицы брали взрослых рабочих, то позже занялись молодежью: подростки приезжали и поступали в городские профтехучилища. Среднее профессиональное училище N 207 было одним из них, но невыгодно отличалось от многих других – слава о нем шла в столице, мягко говоря, не очень хорошая. Но главное было в том, что работодатели нуждались в специалистах высокого уровня, а СПТУ нужный уровень подготовки дать не могло. Такая ситуация не удовлетворяла город, поэтому в 1986 году перед педколлективом поставили задачу – сделать все, чтобы московские энергопредприятия получали высококвалифицированных работников. Но для этого требовалась способная молодежь, а из регионов приезжали ребята с плохой успеваемостью, не умеющие трудиться.
Первая задача – набрать молодых москвичей – могла решиться только одним способом: созданием такой модели училища, которая бы стала привлекательной для горожан. И такую модель в училище разработали. Но вот незадача: модель не втискивалась в училищные рамки. После долгих дискуссий проблему предложили решать Московскому комитету образования, и он поступил весьма своеобразно: предложил преобразовать профтехучилище в высшее профучилище и ориентироваться в работе на столичные энергопредпрятия, организовав прием ребят из Москвы и Подмосковья. И само преобразование учебного заведения, и новые задачи поставили теперь уже ВПУ-302 в тяжелое положение. Не только потому, что нужно было многое менять и в структуре подготовки, и в подборе контингента педагогов, мастеров и учащихся. Установив высокую планку образования, нужно было находить и партнеров, которые бы этому уровню выпускников соответствовали. Три года найти таких партнеров не удавалось. Но за это время ВПУ сумело разработать такую концепцию подготовки рабочих-энергетиков, набрать такой опыт обучения, что, когда в 1992 году Мосэнерго стало акционерным обществом, его руководители всерьез были заинтересованы в том, чтобы училище, ставшее к тому времени уже полноценным Московским техническим лицеем, вошло в АО как структурное подразделение. Сначала лицей стал филиалом, а потом, доказав свою состоятельность, став Московским техническим колледжем, взял на себя заботу о подготовке специалистов для Мосэнерго – рабочих и техников.
Теперь выпускники МТК не мыкаются в поисках работы – их готовят точно в соответствии со спросом на ту или иную специальность. Мосэнерго определяет потребность в кадрах, его службы внимательно оценивают учебные планы и учебные программы, которые готовит колледж, помогают организовать практику там, где ребята могут наилучшим образом применять знания, полученные в колледже.
Кроме того, многие сотрудники Мосэнерго повышают свою квалификацию на заочном отделении МТК. То, что колледжу доверяют такую важную работу, то, что в колледж поступают представители энергетических рабочих династий, лучшим образом характеризует отношения в самом акционерном обществе.
Такая модель социального партнерства, конечно, не нашла пока распространения по всей России, но то, что это новое слово в профессиональном образовании, сомнений не вызывает. В этой модели удивительно рациональным образом взаимодействуют и базовые предприятия, и спонсоры, и система начального профобразования, и среднего специального образования, и даже система повышения квалификации.

Виктория НИКОЛАЕВА
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте