Знаете, чему я больше всего радуюсь, возвратившись после очередного путешествия? Нет, не нарядным улицам, не толпам народа, не магазинам, набитым снедью. Я радуюсь свету, который могу добыть простым щелчком выключателя. Чаще всего в пути главным источником света (одновременно, конечно, и тепла) был огонь. Научившись добывать его, человек перестал блуждать в потемках, создав для себя комфортную среду в любое время суток. Лесные дебри, в которых я располагался на ночлег, как правило, были дикими, холодными и чужими. Нередко в кромешной темноте приходилось ставить палатку, на ощупь собирать сучья и разводить костер. Едва пламя, натужно сипя, охватывало сухие ветки и, пробиваясь сквозь них, взметалось вверх, как лес становился домом – теплым, уютным, светлым.
Прогресс шагает по планете. Белый свет стремительно меняется, но для многих он остается всего лишь светом в своем окне, маленьким примитивным огоньком, освещающим жилое пространство. И по-прежнему и в деревенских избах, и в таежных зимовниках, и в чумах тундровиков, и в туристических шалашах и палатках, и в солдатских блиндажах, а нередко и в городских квартирах востребован опыт предков. Как и в древности, в Средние века для освещения использовался костровой огонь. В жилищах чаще всего это были различные очаги – печи и камины. Через топки, щели и заслонки пламя рассеивало трепетный свет по жилому пространству. Факельную эстафету приняли лучины (драночки, щепани). «Придет кручина, как нет ни дров, ни лучины», – вздыхали о «беспросветном» существовании селяне. Миниатюрные лучинные факелы представляли собой длинные щепки сухого дерева. В качестве исходного материала для лучины достаточно высоко ценился осмол – просмоленная древесина хвойных пород (главным образом сосны), разделенная на куски и очищенная от коры, грунта и гнили. Для получения лучин полено щепили, то есть разделяли на щепы, могли использовать специальный большой нож-косарь, обычный нож или припечный топорик. Чтобы получить больше света, одновременно жгли несколько лучин. Их закрепляли в светец – специальное металлическое приспособление, вбивавшееся нижним заостренным концом в чурбак или иную подставку. Под лучины ставили сосуд с водой. Вода отражала свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки…
Обосновавшись в городе, мой дед тем не менее регулярно навещал сельских родичей, что жили в старинном казацком селе. Часто он в эти поездки брал и меня. Запомнились аккуратные хаты-мазанки под тростниковыми крышами, плетеные изгороди-тыны, мальвы под окнами. А в самих же домах поражали воображение (одновременно, правда, и пугали) обрамленные расписными рушниками иконы с почерневшими суровыми ликами святых. Особое любопытство вызывало их освещение. Как правило, в красном углу, где висели иконы, мерцали маленькие лампадки. Чаще всего это был маленький прозрачный пузырек, наполненный маслом, над которым торчал фитилек. Селяне называли светильнички каганцами. Эти примитивные источники света позже часто выручали меня в походах. Оказавшись в темноте под случайными крышами, достаточно было капнуть в какой-нибудь черепок масла, окунуть туда скрученный из бинта жгутик и поджечь его, как жизнь обретала свои привычные формы и цвета. Жировые каганцы мне нередко встречались на Востоке в буддистских храмах. В качестве сувенира я привез из Шри-Ланки лампадку, вырезанную из кокоса. Основой каганца, кстати, может служить надрезанная с двух сторон картошина, из середины которой выбрана мякоть. Фитиль также может быть пропущен через отверстие в картофельном плоде.
Вспоминаю одну из своих ночевок на берегу Индийского океана. Водная стихия в паре десятков метров от моей палатки. Наступил рассвет, но дождь, который начался ночью, не умолкал, океан рокотал все сильнее и тревожнее. Я был уверен, что через час, ну два от силы стихия уймется, однако пока приходилось сидеть и ждать у моря погоды. Захотелось побаловаться чайком. Но как это сделать в палатке? И тут вспомнил про свечной огарок. Примостил над трепетным огоньком кружку. Минут через двадцать вода в ней закипела. Я насладился чайным напитком и спрятал свечной огарок в рюкзак. Через пару дней он мне снова пригодился, когда внезапно погас фонарь и я вынужден был трапезничать при свечном свете.
Свеча – изделие (приспособление для освещения) чаще всего в виде цилиндра из твердого горючего материала, который в растопленном виде подводится к пламени с помощью фитиля (фитиль проходит вдоль цилиндра по его центру). Свечи использовались в качестве источника света и для освещения торжеств уже более 5000 лет, но об их происхождении мало что известно. Самое раннее использование свечей часто приписывают древним египтянам, которые делали тростниковые светильники или факелы, вымачивая сердцевину тростника в расплавленном животном жире. Историки нашли свидетельства того, что многие другие ранние цивилизации изготавливали свечи, используя воск, сделанный из доступных растений и насекомых. В Японии свечи делали из воска, добываемого из древесных орехов, а в Индии свечной воск изготавливали путем кипячения плодов коричного дерева.
Сегодня свеча и ее огонек – наиболее популярный альтернативный электрическому источник освещения. Беды, вызванные стихийными и техногенными катастрофами (в обиход вошел даже такой термин, как «блэкаут» – массовое отключение электричества в темное время суток в результате аварии в энергосистеме), обострили изобретательский ум человека. Существует множество типов свечей для различных нужд и случаев. В солдатской среде родилась так называемая окопная свеча. Внутри консервной банки скручивается плотно гофрированный картон, вставляется фитиль из кусочка этого же картона, и все это пропитывается парафином. А в ночлежках бродяг популярны свечные светильники, сделанные из пивных банок. В посудину наливается масло, а в маленькое отверстие просовывается гнет из обрывка тряпицы (это может быть щепка или веточка, плотно обмотанная ватой). Масло можно наполовину перемешать с солью. Кстати, если в такую банку вставить обычную свечу, она будет гореть намного дольше.
Продлить горение свечи можно, поместив ее в морозильник или насыпав в расплавленный парафин соль.
Чересполосица жизни – это чередование черных и светлых полос. Невозможно все время блуждать в потемках. Говорят про свет в конце тоннеля. Это о надежде, что рано или поздно жизнь образуется. Можно, конечно, некоторое время побыть в темноте. Нестрашно. Страшно потерять надежду, что ты лишен навсегда света. Но сидеть сложа руки негоже. Можно самому зажечь хотя бы тоненькую свечечку, лампадку, каганец. «В пещере невежества радуйся и слабому светильнику», – сказал как-то восточный мудрец. Это, конечно, о другом огне и другом свете. Но почему-то, когда внезапно в окнах гаснет свет, вспоминается именно эта мудрость, невольно приходят на ум и звучат как назидание потомкам поэтические строки: «Гори, гори, моя свеча, гори вокруг, гори для всех!»
Комментарии