Методические рекомендации по организации самоподготовки учащихся при осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ) образовательная организация обязана обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям учащихся.Обязательным компонентом образовательной программы школы наряду с учебным планом, календарным учебным графиком, оценочными, методическими материалами являются рабочие программы учебных предметов1.При разработке рабочей программы учебного предмета учитель может предусмотреть задания для самостоятельной подготовки учащихся (далее – домашнее задание).Содержание, объем, форма и периодичность домашних заданий учащихся определяются в том числе:планируемыми результатами освоения изучаемого материала (темы, раздела, модуля и пр.) и его спецификой;уровнем мотивации и подготовки учащихся по конкретному учебному предмету (одаренные, слабоуспевающие и др.);уровнем сложности домашнего задания (репродуктивный, конструктивный, творческий).Выполнение заданий учителя, в том числе домашних, предусмотрено Федеральным законом №273-ФЗ: учащиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы2.В целях недопущения перегрузки рекомендуется организовать разъяснительную работу с педагогами по вопросам нормирования домашнего задания учащимися в части содержания, объема, форм и его периодичности.При реализации утвержденных рабочих программ учебных предметов и планировании домашнего задания учителю необходимо учитывать:ранг трудности учебного предмета в соответствии со шкалой трудности учебных предметов;суммарную дневную учебную нагрузку учащихся (плотность и эффективность урока; количество уроков; проведение контрольных работ, мониторинга и пр.);день недели (начало/конец недели);плановые перерывы для отдыха (предпраздничные, праздничные, выходные дни; каникулы и пр.);особенности психофизического развития учащихся и состояние их здоровья.При организации выполнения домашнего задания учащимися в образовательной организации педагогические работники также должны учитывать рекомендации СанПиН:обучение в первом классе проводится без балльного оценивания знаний и домашних заданий;объем домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах) во 2-3-х классах – 1,5 часа, в 4-5-х классах – 2 часа, в 6-8-х классах – 2,5 часа, в 9-11-х классах – до 3,5 часа. Учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день3;начинать самоподготовку целесообразно в 15-16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;приготовление уроков проводить в закрепленном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту учащегося;предоставлять выбор очередности выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с учебного предмета средней трудности;предоставлять возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определенного этапа работы;проводить «физкультурные минутки» длительностью 1-2 минуты4.Также рекомендуем организовать разъяснительную работу среди родителей (законных представителей) учащихся по вопросам организации выполнения домашнего задания вне образовательной организации.Кроме того, для осуществления контроля внутри образовательной организации может быть применен встроенный в системы ведения электронных журналов инструмент учета объема домашних заданий, фиксирующий предполагаемое время выполнения каждого задания и отражающий его суммарное значение. В случае необходимости на основе полученной информации администрацией образовательной организации должны быть приняты меры по его оптимизации.Разработаны ФГАУ «Федеральный институт развития образования»____________________________1 Пункт 9 статьи 2 Федерального закона №273-ФЗ.2 Часть 1 статьи 43 Федерального закона №273-ФЗ.3 Приложение 3 «Гигиенические рекомендации к расписанию уроков» Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 (далее – СанПиН).4 Приложение 6 «Рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня» СанПиН.
Комментарии