Поселок Новинки сельской местностью можно назвать очень условно, потому что большой город, Нижний Новгород, находится совсем рядом, в пяти километрах. Богородск же – райцентр, в котором расположены все административно-правовые службы, к которым обращаются жители Новинок при необходимости, – значительно дальше, в 35 километрах. Не очень удобно, но административное деление на районы произошло давно, и менять его по просьбе населения пока никто не собирается.
А жаль. Ведь, по сути, Новинки уже давно пригород со всеми сопутствующими этому статусу атрибутами. Подавляющее большинство жителей работает в Нижнем, с городом связывает свою будущность и молодежь. А когда-то Новинки были небольшой деревней и местное население занималось сельским хозяйством. В послевоенные годы здесь было создано опытно-учебное хозяйство Горьковского сельскохозяйственного института, в связи с чем поселок начал расти, строиться и быстро обогнал соседние деревни по количеству населения. Но школы в Новинках долгое время не было, и дети – а их становилось с каждым годом все больше и больше – ездили в соседнюю Доскинскую среднюю школу. Кстати, именно там училась в свое время Ирина Геннадьевна Сатаева, нынешний директор Новинковской школы.Недавно Ирина Геннадьевна приехала из Москвы, где оказалась в числе 30 финалистов Всероссийского конкурса «Директор школы 2013 года» (в заочном туре 705 участников). Ирина Геннадьевна была единственным руководителем образовательного учреждения из Нижегородской области. Несмотря на то что директорский стаж Ирины Геннадьевны небольшой, всего три года, сделано ею уже немало. При Сатаевой школа стала лидером Богородского района во многих направлениях деятельности. Школьный сайт с удобной навигацией, регулярно обновляемый, с большим количеством полезных ссылок и внутришкольной информацией занял второе место в областном конкурсе школьных сайтов, уступив лишь 1 балл сайту школы Сарова – города атомщиков. На базе Новинковской школы работает несколько экспериментальных площадок Нижегородского института развития образования. Для детей созданы все условия для гармоничного развития – при школе работают 17 кружков и секций на любой вкус и интерес. 20 лет назад строили здание не по типовому проекту, а учитывая потребности именно этого населенного пункта. Тогда никто не сомневался, что Новинки будут развиваться. Сегодня в школе 359 учащихся, 62 из них учатся во вторую смену. Это цыганские дети, жители ближайшей к Новинкам деревни Ольгино, хотя надо уточнить, что граница между двумя поселениями давно стерлась и сегодня человек несведущий даже не сможет понять, где кончается одна деревня и начинается другая.Обучение цыган – еще одна уникальная особенность новинковской школы. Оно было организовано совсем недавно, четыре года назад. До этого какое-то время дети ольгинских цыган нигде не учились. А еще раньше, при советской власти, ездили в начальную школу деревни Бешенцево, расположенной от Ольгина в 4 километрах. Дело в том, что табор, прибывший в Нижний из южных областей в 50-е годы, осел именно в двух пригородных деревнях – Бешенцево и Ольгино. Осел, как выяснилось, прочно и надолго. Власть разрешила им здесь построиться, со временем все оформили паспорта и даже стали получать какие-то социальные пособия. В каждой цыганской семье по 5-6 детей, есть в таборе, разумеется, и свой барон – неформальный лидер. Некоторые выходцы табора ассимилировались, нашли постоянную работу и стали горожанами, получили квартиры в черте города, некоторые даже сильно разбогатели (такие вот уже несколько лет живут в роскошных особняках на другом берегу Оки, в поселке Гнилицы), но остальное население Ольгина пребывает, в общем-то, в полунищенском состоянии. И причина не только в особенностях менталитета и традиционного уклада жизни цыган, она прежде всего в невозможности ассимиляции, проистекающей прежде всего от отсутствия нормального образования у нескольких поколений.Так сложилось далеко не везде. Например, в Молдавии, где внешние различия между коренными жителями и цыганами не очень бросаются в глаза и где образование с давних пор доступно цыганам, они прекрасно ассимилировались, их не отличить от людей, ведущих привычный европейцам образ жизни. В средней полосе России все по-другому. Коренное население дистанцируется от цыган, и они вынуждены жить в этнической и социальной изоляции. Столь невеселый вывод можно сделать, общаясь с нижегородскими цыганами. Если мужчины еще могут найти себе работу на стройках или в сельском хозяйстве, то единственным женским промыслом до сих пор так и остаются традиционные виды «деятельности» – попрошайничество, гадание и мелкая розничная торговля. Единицы находят себя в эстрадных коллективах. Об участие цыган в криминале я не пишу сознательно, хотя, конечно же, не раз слышала об этом. Судя по качеству жизни ольгинцев, говорить об этом по меньшей мере странно. Но даже если предположить, что какая-то часть цыган участвует в незаконном обороте наркотиков, то и обвинять их лично у меня язык не повернется. Людям нужно как-то выживать. И в том, что они живут как могут, как им позволяют их воспитание (точнее, его отсутствие) и многолетняя традиция отчуждения, «выкинутости» из общества, виноваты мы сами. И если мы не хотим проблем, то сами должны позаботиться о включении цыган в общество. Естественно, дело это небыстрое и результаты во времени отстранены, но работать нужно и нельзя опускать руки при первой же неудаче.Ассимиляция начинается с детства. Это прекрасно понимают представители местного самоуправления и педагоги Новинковской школы. И очень хорошо, что они смогли убедить в этом родителей своих учащихся. Надо сказать, что четыре года назад те без энтузиазма встретили сообщение о том, что цыганские дети будут учиться вместе с их детьми. Вместе – это натяжка. Учатся дети в разные смены, у цыган особая «коррекционная» программа, рассчитанная лишь до 9-го класса. Они лишь изредка привлекаются к участию в общешкольных мероприятиях. Но школа-то одна. И классы одни и те же. Мамочки поначалу брезговали: «Как! Наши дети придут в класс после грязных цыган! Неизвестно, какие у них инфекции. Может, и вшей принесут, не хватало еще». Инициативная группа ходила к депутату, писала письма… Понимания у властей недовольные не нашли. Тогда решили по очереди мыть кабинеты после цыганят. И мыли, не ленились. Так прошел первый год.- Теперь все изменилось, – с улыбкой рассказывает Ирина Геннадьевна. – Все привыкли, и особого различия между детьми никто не делает. Что такое толерантность? Отсутствие интереса к чужим недостаткам. Вот у наших родителей этот интерес пропал. И потом они тоже поняли, что их детям в будущем придется жить рядом с цыганами и нужно уже сегодня сделать так, чтобы их больше объединяло, чем разделяло. Нужно приспосабливаться, находить компромисс.Дети из цыганских семей любят ходить в школу – и приходят в нее задолго до начала уроков. Здесь тепло, уютно, красиво. Здесь их кормят, разговаривают с ними. Даже техперсонал школы приветлив и доброжелателен к необычным ученикам. Дети это чувствуют. Подавляющее большинство учеников-цыган не делают дома домашних заданий, хотя и задают им минимум. Бывает, что ребенок перестает ходить в школу – пропадает на месяц-другой. За четыре года к этому тоже все привыкли. Привыкли и к тому, что девочкам приходится заканчивать учебу уже в 13-14 лет. В этом возрасте их выдают замуж и у них начинается взрослая жизнь. Пока с этим приходится считаться. Но у педагогов Новинковской школы есть надежда, что дети их нынешних учеников прервут эту старинную традицию и что их внуки будут учиться уже по общеобразовательной программе, что, возможно, кто-то из них поступит в университеты. Как говорится, лиха беда начало. Пусть же у начала будет счастливое и благополучное продолжение.Нижегородская область
Комментарии