search
main
0

Цыганочка с выходом

Хорошему танцору ничто не помешает на пути к успеху

«Я всю свою жизнь мечтал станцевать цыганочку на большой сцене», – с детской непосредственностью признался Виктор Горожанкин председателю Воронежской областной организации Профсоюза образования Тамаре Бирюковой. Это было в 2015 году. Тогда обком профсоюза впервые проводил областной смотр художественной самодеятельности среди учреждений образования, и учитель физкультуры 7‑го лицея Воронежа Виктор Горожанкин попросил дать ему возможность выступить на заключительном концерте. Бирюкова дала согласие. Виктору Митрофановичу шел 83‑й год…

С того самого времени ведет отсчет дружба обкома и с Горожанкиным, и с хореографическим народным ансамблем «Grand Лада», в котором он танцует. Благодаря этой дружбе интенсивность концертной деятельности «Grand Лады» значительно возросла. Костяк ансамбля составляют такие же, как Виктор Митрофанович, работники образования пенсионного возраста, многие из которых продолжают трудиться в школах, техникумах, вузах и детских садах Воронежа. Самый старший в коллективе – сам Горожанкин, 25 октября ему исполнилось 89 лет.

А началось его увлечение танцами в старших классах школы. Может быть, этот интерес мог бы проявиться и раньше, но помешала война. Она началась, когда Виктор был второклассником. До Новоусманского района, где в то время жила его семья (папа, мама и три брата-погодка, из которых он был самым младшим), бои не дошли, но все, кто не отправился на войну, стали участниками «трудового фронта», включая учеников начальной школы.

Виктор Митрофанович помнит, как осенью 41‑го после первых уроков его класс то и дело отправлялся на колхозное поле: мальчишки копали картошку, а девчонки носили ее к бурту. Работали дотемна. Затем бригадир разводил костер, пек картошку и кормил ею ребят. А с приходом зимы наступил голод, от которого все пухли. Чтобы как-то заглушить чувство голода, пили много воды. В школу дети ходили с мисками и ложками, потому что там давали овсяную похлебку.

Весной 42‑го вышедшая из берегов река вымывала с поля промерзшую, почерневшую картошку, которую дети собирали и относили своим матерям. Те делали из нее лепешки. Эвакуация, продлившаяся с осени 42‑го до сентября 43‑го, стала причиной того, что Виктор Горожанкин, как и все его одноклассники, во второй раз пошел в 3‑й класс…

Как признается Виктор Митрофанович, он был хулиганистым, бесстрашным сорванцом, заводилой. Прыгал с крыши сарая в снег, делая в воздухе переворот, взлетал на лыжах над трамплином и приземлялся дальше всех. Однажды в руке у него взорвался запал от мины, отчего осталась отметка на пальце на всю жизнь.

Когда его среднему брату Сашке купили гармонь, он стал ходить вместе с ним «на улицу», где по вечерам собиралась молодежь. Вскоре Виктор научился мастерски плясать «матаню» и петь частушки. А в 8‑м классе парень увидел объявление в клубе о наборе желающих в кружок танцев. Получив от матери «добро», поспешил на первый урок.

Однако состоялось всего 3-4 занятия, и руководитель кружка показал свою подлинную сущность: объявил, что едет в город закупать материал для костюмов, и не вернулся – скрылся с казенными деньгами. Виктор очень расстроился, но вскоре пришло утешение: их класс учился во вторую смену и девчонки предложили парням оставаться после уроков, чтобы научить их танцевать вальс, польку, фокстрот. Эти танцы одноклассники потом исполняли на школьных вечерах…

В старших классах Виктор уже не только хорошо танцевал, но и играл за сборную района по волейболу. Поэтому после школы по настоянию учителя физкультуры поступил на профильный факультет в Воронежский педагогический институт. Но мысль о танцах не оставляла в покое. После первой сессии он заглянул в студенческий профсоюзный комитет, чтобы узнать, есть ли в институте кружок танцев. На его счастье, такой кружок оказался! То, что там был значительный перевес девушек, Виктора не смутило.

Главное, что он получил возможность выучить украинский танец гопак, который их хореограф ставил для институтского смотра художественной самодеятельности. Когда же танец отобрали для показа на межвузовском смотре, Виктор начал усиленно репетировать, чтобы не подвести вуз. И у него все получилось! Только вот после смотра хореограф, учившийся на курс-два старше Горожанкина, стал проводить занятия спустя рукава, а иногда и вовсе на них не являлся, чем, в конце концов, отбил у Виктора желание посещать кружок…

Страсть к танцам вернулась с новой силой, когда он был направлен на работу в 33‑ю школу Воронежа. В одном из классов на уроке физкультуры Виктор Митрофанович предложил ученикам построиться в две колонны и выполнять заданные им движения. По такому же сценарию провел уроки в других классах. И дело пошло. Девчонки быстро сообразили: «Так это вы нас танцам учите!» А вскоре и в педколлективе заговорили о том, что Горожанкин на уроках физкультуры учит девчонок и мальчишек танцевать. Виктор Митрофанович посчитал необходимым сразу расставить все точки над i: «Да, я учу танцевать, но не в ущерб физкультуре!»

Праздничные вечера в 33‑й школе стали проходить не так, как раньше. Когда Виктор Митрофанович объявлял: «Танцуем польку!», школьники тут же демонстрировали, как хорошо они овладели известным танцем. Затем по команде учителя ребята исполняли краковяк, падеспань, вальс, танго. Так получилось, что и со своей будущей женой Ириной Виктор Митрофанович познакомился во время танцев…

Параллельно с работой в 33‑й школе Горожанкин готовил профессиональных спортсменов – вел в детской спортивной школе волейбол и баскетбол у девочек. Команды, которые он тренировал, неизменно добивались успехов.

Когда Виктор Митрофанович перешел на работу учителем физкультуры в авиа­ционный техникум, а затем в 7‑й лицей Воронежа, спорт на многие годы стал единственным направлением его деятельности. Все изменилось в 2004 году, когда умерла горячо любимая жена… Танцы помогали Виктору Митрофановичу преодолевать одиночество.

«Если посмотреть, кто в нашем ансамбле сегодня занимается, то это в основном одинокие люди. Потому что, когда ты одинок, тебе необходимо общение, ты обязательно должен быть чем-то занят. А нас всех объединяет любовь к танцам. Мы без них уже не можем. В любую погоду плетемся на занятия, хотя и живем в разных концах города. Все сомнения, все дурацкие мысли насчет того, надо ли было идти, улетучиваются, как только заиграет музыка. Танцы наполняют нас энергией, придают полет мыслям», – признается Виктор Митрофанович.

Однако путь к «Grand Ладе» у членов ансамбля был непростым. Занимались сначала кто где. Потом несколько человек, включая Виктора Горожанкина, посещали занятия творческих коллективов в одном из дворцов культуры Воронежа, но вскоре стали заложниками склок между их руководителями. В результате оказались на улице. Тут одна из «танцовщиц» вспомнила о номере телефона, который когда-то сорвала с объявления, где говорилось, что к занятиям танцами приглашаются люди старшего возраста.

Созвонились, рассказали о себе и отправились на встречу. Елена Юрьевна Рылова, которая в то время была художественным руководителем молодежного фольклорного ансамбля «Лада», и представить себе не могла, что к ней явится такой возрастной «контингент». Поэтому засомневалась. Позже она призналась членам ансамбля «Grand Лада», что спросила насчет них совета у своей мамы. Та ответила: «Ну, если люди хотят, то попробуй, возьми их»…

То, что «Grand Лада» – удачный проект, стало понятно сразу. Кстати, это название предложил Виктор Горожанкин, добавив к уже существующей молодежной «Ладе» приставку «Grand», означающую, что танцуют в ансамбле люди почтенного возраста.

Местный предприниматель пошел навстречу уникальному коллективу и бесплатно предоставил зал для занятий в своем клубе «Радость».

Первые выступления «Grand Лады» на различных площадках Воронежа с народными танцами были встречены бурными аплодисментами и криками «Браво!». Дипломы, грамоты, призы посыпались на ансамбль как из рога изобилия. После этого коллектив решил попробовать свои силы на конкурсах и фестивалях в других городах России. Там его тоже ждал неизменный успех.

Сегодня, когда ансамбль широко известен и получает множество приглашений, коллектив может выбирать, куда поехать.

Замечательная сторона поездок – то, что в их процессе коллектив познает Россию, ее историю. «Для участников фестивалей всегда организуются экскурсии. В Ярославле, например, мы увидели место основания города, восхищались панорамой Стрелки у слияния Волги и Которосли. В Санкт-Петербурге любовались дворцами и разводными мостами. В Сочи с высоты горного курорта «Роза Хутор» смотрели на олимпийские трассы и Красную поляну. В Дагомысе узнали историю разведения чая в нашей стране. Каждая поездка остается в памяти и на многочисленных фотографиях», – рассказывает Горожанкин.

Спонсорами поездок выступают в основном бывшие ученики Виктора Митрофановича, а также депутаты, к которым он периодически наведывается. Поэтому можно сказать, что Горожанкин является и танцором, и администратором ансамбля. А Елена Рылова, будучи художественным руководителем коллектива, еще в нем и танцует. Обком профсоюза со своей стороны оказывает ансамблю разнообразную организационную помощь.

«Можно, конечно, заниматься спортом – фитнесом, бегом, – говорит Виктор Митрофанович. – Польза от этого, несомненно, есть. Но такие занятия, как правило, лишены эмоционального сопровождения, проходят в молчании. А когда занимаешься танцами, ты разговариваешь, подсказываешь, думаешь, куда ноги ставить, какие движения делать. То есть заставляешь свой мозг работать. Это держит нас в постоянном тонусе. Недаром Ирина Короченцева, руководитель Международного фестиваля национальных культур и фольклора «Народные истоки», прошедшего в 2020 году в Дагомысе, сказала, что наш ансамбль – это маяк для всей страны, потому что таких в России больше нет. Она призвала брать с нас пример и широко привлекать людей старшего поколения к активной жизни».

Так что танцуйте! Танцуйте на здоровье!

Людмила ТОРЕЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте