search
main
0

Цветы ветерану

Цветы ветерану

Совсем недавно, возвращаясь с работы, в социальной сети я нашла эту картинку, а под ней миллионы восторженных отзывов. Люди писали о том, что раньше были правильные учебники, восхищались простотой и ненавязчиво поданными на страницах пособия элементами патриотического воспитания, которые ребенок усваивал при первом знакомстве с буквами. Кто-то даже предлагал любые деньги за этот букварь, выпущенный издательством «Просвещение» в 1987 году.

Я подняла голову. В вагоне метро вокруг меня ехали уставшие к концу рабочего дня люди. Старшие школьники и студенты, вальяжно расположившись на сиденьях, пританцовывали под музыку из наушников, глядя пустыми глазами на беременную женщину, «повисшую» на поручнях. Молодые мужчины, завидев еле передвигающего ноги старичка, входящего в вагон, мгновенно «уснули» на сидячих местах… И я бы очень удивилась, если бы кто-то из этих пассажиров оставил восторженный отзыв под картинкой из старого букваря.

Так что же произошло? Почему так разительно отличаются общественные запросы от поведения большинства? И как можно сократить этот разрыв?

«Менять мир начинай с себя», – повторяли мне с детства дома и в школе. Что могу сделать я на своем учительском месте для формирования патриотизма и усвоения культурных ценностей подрастающим поколением?

Для меня ответом стало высказывание Л.Н.Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!» На мой взгляд, это касается не только родителей, но и педагогов, да и любого взрослого человека, глядя на которого ребенок чему-то учится. И очень важно, чтобы, говоря о ценностях, взрослые не кривили душой, были искренними, сами подавали пример образцового поведения.

Так что же такое патриотизм и как его воспитывать? Большой толковый словарь дает нам такое определение: «Любовь к отчизне, преданность своему отечеству, своему народу, выражающаяся в готовности отстаивать интересы родины». Но как выразить эту любовь здесь и сейчас? В чем ее повседневное проявление?

На помощь учителю, классному руководителю теперь приходят занятия «Разговоры о важном». Это прекрасная возможность обсудить с детьми действительно значимые ценности: заботу о здоровье, гордость за достижения спортсменов, ученых и деятелей культуры нашей страны, ответственное отношение к учебе, социальное устройство общества и его механизмы. Но и тут ключевое слово – честность. Мы можем сколько угодно рассказывать ученикам о пользе здорового образа жизни, но если при этом одежда педагога источает «аромат» выкуренной перед началом рабочего дня сигареты, то дети скорее усвоят лицемерие и возможность использования двойных стандартов, нежели полные мудрых советов тирады.

Совсем недавно в нашей школе прошла благотворительная ярмарка. Пытаясь увлечь детей процессом изготовления поделок рассказом о том, как благородно бескорыстно помогать нуждающимся, я, конечно, видела некоторый отклик, но он не идет ни в какое сравнение с тем, который я получила, когда принесла и сложила к их поделкам собственноручно изготовленную подставку под горячее. На следующий день ребята принесли в несколько раз больше сувениров, чем за несколько недель предшествующей агитации. И подобным же образом реагировали дети на мой вклад во время сбора крышечек от пластиковых бутылок, макулатуры. Ничто не вдохновляет детей лучше личного примера уважаемого ими взрослого.

Когда педагог по пути на экскурсию уступает место пожилому человеку или беременной женщине, это тоже становится для детей примером уважительного отношения и любви к окружающим, внимания и сострадания к ним.

Также ценно обсуждать с детьми совместно просмотренные спектакли, выставки в музеях, научные и другие достижения наших соотечественников. Демонстрируя гордость за свою страну, мы мотивируем ребят на более ответственное отношение к их занятиям спортом, искусством.

Обсуждая тему Великой Отечественной войны на уроках, тоже важно демонстрировать личное отношение. В отличие от нас современные ученики уже не могут рассказать о том, что видели шрамы от осколков снарядов на теле своих дедов-ветеранов. Мало знают они и о судьбах детей, которых война лишила детства. Но если педагог не монотонно рассказывает о народном подвиге, а дает подержать в руках и оценить размер хлебного пайка блокадников, говорит о последствиях войны, сказавшихся на психологическом состоянии воевавших и переживших ее людей, с которыми общался лично, то и дети проникаются сочувствием и благодарностью к тем, кто, выстояв, подарил нам безоблачное детство и комфортную мирную жизнь.

Личный пример – лучшее средство в воспитании активной жизненной позиции и патриотизма. И если взрослые будут чаще вспоминать об этом, то скоро Зина и Сима вновь вырастят цветы и подарят их ветерану в благодарность за то, что он воевал за мир на Земле.

Юлия КАБИЦКАЯ, учитель русского языка и литературы школы №171

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте