search
main
0

Цветная реакция мясного бульона Занятие спецкурса “химия вокруг нас”

Урок: Белки как основной строительный материал живых организмов.
Цель: Познакомить учеников с качественными реакциями на белки, классификацией белков, обнаружением в различных веществах животного и растительного происхождения.
Оборудование:
на демонстрационном столе:
пробирки, держатель, спиртовка, растворы;
экспонаты растений и животных;
на лабораторных столах:
пробирки, держатели, спиртовки, растворы, яичный белок;
мясной и овощной отвары, шерсть и хлопок;
инструктивные карточки.
Ход урока
Повторение пройденного.
Фронтальная беседа:
– Что такое белки?
– Каково их строение?
– Что такое “денатурация”? Под действием каких условий она может происходить?
– Почему ожоги кислотами очень болезненны?
– Почему люди, часто употребляющие алкогольные напитки, в 3 раза чаще болеют заболеваниями пищеварительной системы?
– Составьте логическую цепочку “белок – аспирин”.
Изучение нового материала.
– Постановка проблемы: где встречаются белки в организме? Как это доказать?
– Формулирование цели урока (совместно с учениками), запись темы урока в тетради.
1. Демонстрационный эксперимент “цветные” реакции белков.
– Объяснение и демонстрация “цветных” реакций на примере яичного белка.
– Запись в тетради и на доске опоры (с целью обобщения и закрепления).
Ц
В Ксантопротеиновая желтая
Е (белок + HNO3 +t╟)
Т
Н Биуретовая фиолетовая
Ы (белок + NaOH + CuS04)
Е или р-р стиральной соды
2. Обнаружение белков в различных веществах.
– Проведение инструктажа по ТБ. Выполнение практической работы по инструктивной карточке.
3. Обсуждение результатов практической работы. Формирование выводов с помощью заключительной беседы:
– Предложите классификацию предметов и веществ на столе.
– В какой группе веществ “цветные” реакции работают?
– Какой вывод можно сделать из этого? (Формулируется вывод с учетом темы и цели урока, записывается в тетрадь). Учитель дополняет сведения о белках в составе растений.
Домашнее задание:
Провести биуретовую реакцию на молочную сыворотку. Ответить на вопрос: в старину жители деревень с успехом заменяли мясо животных лесным “мясом”. Что это за лесное “мясо”?
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
ОБНАРУЖЕНИЕ БЕЛКОВ
1. Яйцо. Возьмите белок яйца.
Проделайте биуретовую и ксантопротеиновую реакции. Сделайте вывод о наличии белка в яйце. Подумайте, почему белок яйца назвали “белком”?
2. Мясо. В мясном бульоне проведите биуретовую реакцию. Сделайте вывод о содержании белка в мясе. Подумайте, почему, для того чтобы получить вкусный бульон, мясо кладут в холодную воду, а для вкусного мяса его опускают в кипяток?
3. Овощной отвар.
Исследуйте овощной отвар на содержание белка одной из “цветных” реакций.
Подумайте, почему мясной суп полезней для растущего организма, чем овощной?
4. Шерсть и хлопок.
Прокипятите кусочек шерсти (ткани, пряжи, пуха) в концентрированной азотной кислоте (ксантопротеиновая реакция). Выложите шерсть в чашечку Петри стеклянной палочкой. То же самое проделайте с хлопком. Сделайте вывод о наличии белка в хлопке и шерсти.
5. Результаты исследований заносите в таблицу.

Ольга СОКОЛОВА,
учитель химии средней школы N 1
Мантурово,
Костромская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте