В деревне Новоильиновка, за 200 километров от Омска, на границе с Казахстаном, сотовая связь не работает. И даже вода в колонках бывает редко – пару часов в день. Но после путешествия по длинной дороге с ямами и рытвинами возникает ощущение, будто добрался до оазиса цивилизации.
На пороге школы меня встретила, как показалось, старшеклассница – тоненькая девочка с хвостиком и ясными глазами. Протянула руку:
– Ирина Петровна Урбах, заместитель директора по воспитательной работе Новоильиновской школы и классный руководитель седьмого класса.
Я удивилась – как в такую глушь занесло столь юное и хрупкое создание? Ирина Петровна смеется: когда девять лет назад, закончив филологический факультет Омского педагогического университета, приехала в Новоильиновку, пятиклашки, с которыми ей предстояло работать, тоже удивились и не поверили. Устроили проверку на «прочность», с ходу дав учительнице прозвище Иришка. Долго пришлось доказывать, что она – «свой» человек, обосновавшийся в Новоильиновской школе всерьез и надолго. Тем более, что и сама – ее выпускница.
– Это моя родина, у меня здесь семья – мама, муж и сын. Мужу, правда, работы не нашлось, поэтому он «вахтует» на Севере. А мне здесь очень интересно. Только кажется, что Новоильиновка – край цивилизации. На самом деле у меня есть возможность все время учиться, узнавать новое, пробовать. Несколько лет назад в областном учебном центре «Ориентир» я освоила навыки пользователя компьютера, в декабре получила второе высшее образование по специальности «менеджмент организации». Спасибо районному управлению образования – на конференции езжу, разрабатываю методики и программы. Как-то не могу, чтобы не учиться. В свое время серьезно занималась немецким языком, потом вела уроки иностранного, химию и историю тоже пришлось преподавать. Очень много читаю педагогической литературы, увлекаюсь психологией.
В детстве отец, который тоже был педагогом, приносил Ирине книги по классному руководству, объясняя дочкам, что книги – самое ценное для ума человеческого. Говорил, что быть классным нужно, чтобы становиться умнее, добрее, учиться понимать не только детей, но с их помощью – то, что происходит вокруг. С тех пор Ирина и мечтала быть «классной» учительницей, чтобы учиться – у детей и жизни.
Опыт классного руководства у нее пока небольшой – «полтора» выпуска. Так получилось, что ребят, которых вела до девятого класса, отдали другому классному, когда уехала учиться в «Ориентир». А когда вернулась, поручили сложный одиннадцатый класс. Выпустила его Ирина Петровна и взяла обратно своих ребятишек, которые к тому времени тоже перешли в выпускной класс. Очень хотелось стать «своей среди своих», увидеть, чего добилась. «Полтора» выпуска показали, что Ирина Урбах обладает искусством создавать единый и сплоченный коллектив из совершенно разных ребят. Главное – умеет не столько учить их, сколько проживать вместе с ними школьные годы так, чтобы они запомнились навсегда. Это заметили не только коллеги, но и родители. Сыну Ирины Урбах не было еще и двух лет, когда к ней в первый раз пришла мама школьника за советом: как воспитывать ребенка. Юной учительнице было неловко, но, изучив специальную литературу, она попыталась объяснить ситуацию с педагогической точки зрения. Теперь дружба родителей и классной стала делом привычным.
– Я всегда учитываю, что для каждого родителя его ребенок – лучший. Так что глупо ругать его перед мамой и папой. Надо найти то, в чем он действительно лучший. Ведь талантлив – каждый. У нас с родителями все основано на взаимном доверии, они часто советуются со мной, вместе принимаем решения.
Неудивительно, что Ирина Петровна стала не только классным руководителем, но руководителем классных, заняв пост заместителя директора по воспитательной работе. Новоильиновская средняя школа всегда славилась системой дополнительного образования. На ее базе уже около десяти лет работают отделение ДЮФК и единственный в районе филиал Школы искусств. Пускай за это время Школу искусств закончили всего 9 ребят, зато у них есть выбор. Надо сказать, богатый: в школе работает 16 кружков и секций: художественно-эстетических, патриотических, спортивных по 17 видам спорта. По инициативе Ирины Петровны систему дополнительного образования расширили, поставив на научную основу:
– Наши дети – в гораздо худшем положении, чем взрослые. Вот им выехать трудно. Хотя в прошлом году мы получили школьный автобус, но представьте: чтобы попасть, например, на утреннее представление в цирк, ребенку надо встать в пять утра, сесть в автобус и несколько часов трястись по ухабам. Да и до райцентра неблизко – полсотни километров, мы ведь самая дальняя школа Полтавского района. У наших ребят нет того, что есть в городе или райцентре, – к интернету только подключаемся, телевизор ловит одну программу. Потому и придумываем, как доставить не ребят к цивилизации, а цивилизацию к ним. Мы стараемся, чтобы каждый ребенок смог самоопределиться, выразить себя в соответствии со своими склонностями и способностями. Организация дополнительного образования расширяет кругозор, содействует созданию и воспитанию сплоченного коллектива, самоуправления в нем, занятости детей во внеурочное время. Я еще и по своему сыну сужу. Димка у меня в четвертом классе, учится в музыкальной школе, записан в библиотеку и каждый день посещает три-четыре кружка или секции. Детям должно быть интересно жить!
Два года назад Ирина Петровна снова начала с пятиклассников и теперь мечтает довести их до самого выпуска. Конечно, ее класс – первый во всех школьных начинаниях. Классная всегда и во всем вместе со своими ребятами. И кружки вместе выбирают, и книжки вместе читают, и вместе берут в руки метлы, чтобы убрать школьный двор. Чистота на трех улицах Новоильиновки – тоже заслуга детей. Заставлять никого не приходится. Вместе – это значит, что в унисон действуют не только руки, но и души, считает Урбах. За дружной работой ребята легко и свободно идут на контакт, делятся своими секретами, доверяют учителю мечты. В отношениях и с маленькими, и со взрослыми Ирина Петровна предпочитает убеждать примером – своим и предков, за которым ее класс часто ходит в сельский музей, выросший из школьной комнатки. Сами удивляются – боевики по «видику» как-то быстро надоедают, а вот потрогать фуфтель, с помощью которого мололи зерно на токах век назад, или подробно рассмотреть награды фронтовиков Новоильиновки, от которых осталась только память, всегда интересно.
– В моем, теперь уже седьмом, классе двенадцать девочек и четыре мальчика, – рассказывает Ирина Петровна. – Есть «звездочки», которые отличаются и в учебе, и в общественной работе, но я надеюсь приобщить к делу каждого – это помогает сплотить коллектив. У меня никогда не было любимчиков. Все ученики между собой и передо мной равны, потому что каждый – индивидуальность, и все, что есть хорошего в ребенке, я стараюсь поддержать и развить. Стараюсь в каждом увидеть личность, работать с ребенком ненавязчиво и деликатно, ведь в этом возрасте они очень ранимы. Хочу, чтобы «звездочками» стали все.
Большие перспективы для воспитания нравственности, гражданской позиции и патриотизма, по мнению Ирины Петровны, открываются с введением факультативного курса «Основы православной культуры». Урбах попробовала применить свои силы и знания в разработке элективного курса, подготовив программу «Библия – книга книг», за что на областном конкурсе получила, к гордости всего класса, почетную грамоту.
Я смотрела на Ирину Урбах и опять удивлялась – уже не молодости, а неиссякаемой энергии. Коллеги Ирины Петровны рассказали, что она – практически универсальный профессионал. Многое умеет, многому учится. В школе почти живет. Нагрузка у нее огромная – уроки, класс, учеба, к тому же никто, кроме нее, не умеет так оформить документы для конкурсов, аттестаций. Никогда не отказывает в просьбах о помощи. И не жалуется – ни на усталость, ни на безденежье.
– Работа меня заставляет развиваться, следить за собой, быть втонусе, – говорит Ирина Петровна. – Мечтаю стать когда-нибудь настоящим «классным».
д. Новоильиновка, Омская область
Комментарии