Минобрнауки России совместно с Минкультуры по поручению президента прорабатывают вопрос о дополнении ФГОС общего образования разделом «Цивилизационное наследие России». Напомним, что идею в ноябре предложила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Глава государства инициативу поддержал и по итогам заседания поручил представить соответствующие предложения к 20 марта 2018 года. По словам замминистра образования и науки Татьяны Синюгиной, новый раздел «должен стать и по многим учебным предметам, и во внеурочной деятельности той опорой, которая позволяла бы воспитывать наших детей не только через уже имеющиеся форматы и ресурсы, но и делать федеральную повестку более содержательной». Что может войти в «Цивилизационное наследие России»? В каких предметах должен появиться новый модуль или стоит говорить о формировании отдельного курса? Свое мнение высказывают наши эксперты.
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, член Центрального штаба ОНФ:- Цивилизационное наследие России очень многогранно. Это знания о родной природе, достижениях культуры и искусства, об изобретениях и масштабных проектах, реализованных всей страной, это примеры сложных решений, которые принимались людьми в непростых обстоятельствах. И самое главное – эти сведения, факты должны быть основой для воспитания качеств, которые всегда были присущи носителям нашей цивилизации.У России никогда не было колоний за рубежом. Россия никогда не мстила за мировые войны, не переигрывала договоренности. На Руси всегда ценили верность слову, часто его было достаточно для заключения торговых сделок. Здесь никогда не ограничивали людей по национальному признаку. В законодательстве, даже в современном, значительную роль играют традиции и обычаи разных народов.Многие эти факты и события уже сегодня изучаются на уроках – на литературе ребята читают о Левше, который сумел подковать «аглицкую блоху», на истории изучают, как принималось решение о строительстве железных дорог в Сибири и на Дальнем Востоке. Учителя физкультуры организуют спортивные старты в игровой форме олимпиады или спортивных состязаний стран СССР.Если говорить о введении платформы «Цивилизационное наследие России» во ФГОС общего образования, то там и сегодня присутствует требование по формированию у детей российской идентичности. Другое дело, что детализация стандартов как с точки зрения содержания учебных предметов, так и с точки зрения требований к воспитанию до сих пор не произведена. Эту работу нужно закончить, и сделать это качественно, неформально. Мне видится, что каждая школа при желании должна иметь возможность принять участие в разработке методологии этой платформы и описании лучших практик, поделившись своими наработками и открытиями.Сергей КОЧЕРЕЖКО, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, заместитель директора средней общеобразовательной школы МДЦ «Артек»:- Не знаю, что именно имеется в виду под «Цивилизационным наследием России». Если речь идет об особенностях русской культуры и культур других народов РФ, об их вкладе в мировую историю и культуру, то, на мой взгляд, в нашей школьной программе на данный момент вполне достаточно внимания уделяется этим моментам. В курсе истории мы изучаем историю русской культуры, факторы, повлиявшие на особенности исторического развития нашей страны. В курсе обществознания касаемся взглядов русских и советских экономистов, социологов, правоведов, в курсе литературы анализируем произведения авторов от Древней Руси до начала XXI века, в химии – вклад российских и советских ученых в развитие этой науки. Это касается и других предметов. Главная проблема здесь – нехватка часов на изучение, например, истории, из-за чего часто изучение русской культуры превращается в называние имен и фамилий, которые для детей остаются неизвестными. Поэтому, на мой взгляд, в данной ситуации нужно не новый раздел во ФГОС дописывать (тем более в условиях, когда уже принят историко-культурный стандарт), а решать вопросы с распределением учебного времени и организацией учебного процесса в целом, а также с повышением уровня подготовки учителей.Олег ФЕДОРОВ, ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, учитель истории и обществознания высшей категории:- Есть два фактора, которые необходимо учитывать при создании образовательных стандартов, а также внедрении новых или хорошо забытых старых предметов. Первый – перегруженность программ предметным содержанием. Количество дидактических единиц, наполняющих, например, общественно-научное образование в соответствии с примерными программами, измеряется десятками тысяч. Это часто происходит в ущерб развитию навыков и компетенций, обретению опыта деятельности.Но ведь общее образование имеет задачу не обучения крупных ученых, а решает вполне конкретные задачи по развитию личности ребенка, его мышления, речи, мировоззрения, ценностных установок. Возможно, с целью заполнения этого вакуума и вводится «Цивилизационное наследие России». Однако институциональное решение выбрано не самое удачное. Возможно, имело бы смысл поработать с тем, как эту идею реализовать через концепцию больших образовательных идей.Второй фактор касается возрастных особенностей детей. Мы не знаем ответа на вопрос о том, как развиваются мышление и интеллект современного ребенка. А от этого зависит проектирование учебного плана. Кроме того, учебные предметы совершенно рассинхронизированы.Эти обстоятельства приводят к мысли о том, что в отдельном курсе нет необходимости. Важно решить эти задачи на более глубоком уровне. Модернизация учебных планов механизмом латания дыр может не привести к положительным результатам. Необходимо серьезное психолого-педагогическое исследование, которое позволит решить задачу формирования учебного плана и учебного материала в соответствии с жизненными реалиями.Евгения ГОРОДНАЯ, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР школы №336 Невского района, Санкт-Петербург:- На мой взгляд, такой раздел может стать образовательной программой в рамках внеурочной деятельности для школьников 5‑8‑х классов. Также его можно реализовать как отдельную программу в рамках курса ОРКСЭ. Целесообразно он будет смотреться как модуль в такой учебной дисциплине, как история. Вообще отдельным элективным курсом этот раздел может идти в тех образовательных организациях, где старшеклассники выбирают профильными предметами историю и обществознание.Татьяна К., учитель литературы, Великий Новгород:- Думаю, появление такого раздела или тем более формирование дополнительного курса является излишним и надуманным. В учебниках по предметам гуманитарного цикла и сейчас содержится вся необходимая информация по цивилизационному наследию России. Да, она разрозненна, и инициатива в ее подаче почти полностью переложена на учителя. Но нельзя сказать, что эта информация упущена или что дети не получают ее в достаточном количестве. Между тем российские школьники уже начиная с младших классов перегружены настолько, что мы, учителя, боимся за их не только физическое, но и психическое здоровье. И недавние криминальные события в школах России, на мой взгляд, это подтверждают.Максим ИВАНОВ, учитель истории и обществознания Державинского лицея, Петрозаводск, Республика Карелия:- В данном предложении поражает, что инициатива идет сверху, а вопрос, насколько это востребовано самими родителями, школьниками, учителями, даже не задавался. Мне кажется, в школе на сегодняшний день остаются сложности с введением и реализацией ФГОС, а здесь планируется еще и дополнение к нему. Насколько это целесообразно? Почему надо доказывать, что Россия заняла свое место в мировой науке, культуре, литературе? Почему понадобилось дополнительно напоминать, что Достоевский, Королев, Циолковский, Гагарин – значимые имена для всего мира? Еще один вопрос: кто это будет преподавать? Судя по опыту внедрения того же ФГОС, мы сначала стандарт разработаем, а потом учителей примемся менять и готовить. Если и разрабатывать новый курс, то все должно быть прозрачно, должна быть проделана огромная черновая работа. Иначе можно заявить любую идею, но непонятно, как это воплощать в жизнь. Ведь многие блестящие идеи не удалось реализовать в школе сегодня. Вспомним Никиту Михалкова со списком из 100 российских фильмов. Его идея не прижилась в школе, так как некому с этим работать, а многие из заявленных картин, входящих в классику кинематографа, невозможно посмотреть с детьми – эстетику Тарковского или черно-белого кино понимает не каждый взрослый, а мы ведь о детях говорим…
Комментарии