search
main
0

Циник и лирик

О разных Маяковских

Государственный литературный музей имени В.И.Даля и Государственный музей В.В.Маяковского представили большую и разноплановую экспозицию к 130‑летнему юбилею поэта, и она сложилась. Стих поэта был разным, но всегда талантливым. Он весь – ХХ век.

Владимир МАЯКОВСКИЙ был всем – поэтом, художником, скандалистом, революционером

В художественном фильме Игоря Добролюбова «Расписание на послезавтра» (1978) Виктор Ковалев (Вячеслав Баранов), десятиклас­сник, президент школьного научно-технического общества (НТО), будущий физик, не понимает и не принимает стихов Владимира Маяковского. Для него поэт – «железобетонный дед». Учительница русского языка и литературы Антонина Сергеевна (Маргарита Терехова) с блеском развенчивает столь поспешное мнение юного технаря, прочитав ему и всему классу строчки из «Дешевой распродажи»:

Слушайте ж: все, чем владеет моя душа,
– а ее богатства пойдите смерьте ей! –
великолепие, что в вечность украсит мой шаг
и самое мое бессмертие,
которое, громыхая по всем векам,
коленопреклоненных соберет мировое вече,
все это – хотите? –
сейчас отдам
за одно только слово
ласковое,
человечье.

Так и есть. Маяковский – поэт и своего времени, своей эпохи, и будущего. В моем представлении он никогда не стар, всегда молод, бунташен, нахален, моден и очень даровит. Выставочный проект «О разных Маяковских» об этом как раз и рассказывает.

Впрочем, главное слово экспозиции – визуализация. Два больших музея, обладающих очень внушительным фондовым материалом, связанным с жизнью и творчеством поэта, отобрали прелюбопытные и интереснейшие материалы. «Маяковский – универсальный талант, человек, который вмонтирован в ХХ век, и он уверенно продолжает жить в ХХI веке. Мы же все-таки хотели показать Маяковского-поэта», – рассказывает куратор выставки Лариса Алексеева. Афиши, фотографии, рисунки поэта, его стихи и, конечно, высказывания, эскизы костюмов к произведениям Маяковского на сцене, карикатуры Кукрыниксов, произведения Казимира Малевича, Михаила Ларионова – все это вошло в выставку.

«Нахал в желтой кофте» – первый образ Маяковского, что встречает посетителя. Второй – Маяковский-лирик, отчасти это «Лиличкин Маяковский». В экспозиции представлены золотые кольца-печатки Владимира Маяковского и Лили Брик. Отдельного внимания заслуживают трогательные работы Александра Тышлера, выполненные к стихам Маяковского. Знаменательны и рисунки самого поэта – Маяковский же был еще и художником не только кисти, но и слова. Третий образ – «не для денег родившийся». Тут уже интересен Маяковский-актер. Поэт снимался в одно­именном фильме 1918 года Никандра Туркина по роману Джека Лондона «Мартин Иден». Примечательно, что сценарий для фильма написал сам поэт, действие же перенесено в Россию. Если в романе Лондона главного героя настигает мысль о самоубийстве, то в картине «Не для денег родившийся» Маяковский отбрасывает револьвер (а позже тот револьвер еще скажет слово в судьбе самого поэта). «Новый Ной» – еще один образ поэта, жаждущего нового мира, счастливого. Поэма «Мистерия-буфф» как раз об этом.

Маяковский-путешественник, Людогусь. Фотографии, суждения о Берлине и Париже, смешные аппликации животных, географические карты – поэт вояжей, поездок по мировым столицам и экзотическим странам. «После нищего Берлина Париж ошеломляет. Тысячи кафе и ресторанов. Каждый, даже снаружи, уставлен омарами, увешан бананами. Бесчисленные парфюмерии ежедневно разбираются блистательными покупщицами духов. Вокруг фонтанов площади Согласия вальсируют бесчисленные автомобили (кажется, есть одна, последняя, лошадь – ее показывают в зверинце). В Майолях, Альгамбрах – даже во время действия, при потушенных люстрах – светло от бесчисленных камней бриллиантщиц. Ламп одних кабаков Монмартра хватило бы на все российские школы. Даже тиф в Париже (в Париже сейчас свирепствует брюшной тиф) и то шикарный: парижане его приобретают от устриц. Не поймешь! Три миллиона работников Франции сожрано войной. Промышленность исковеркана приспособлением к военному производству. Области разорены нашествием. Франк падает (при мне платили 69 за фунт стерлингов!). И рядом все это великолепие!» – из его же «Записок Людогуся».

Людогусь же – сам Маяковский. Большой, высокий, с длинной шеей: «Вы знаете, что за птица Людогусь? Людогусь – существо с тысячеверстой шеей: ему виднее! У Людогуся громадное достоинство: «возвышенная» шея. Видит дальше всех. Видит только главное. Точно устанавливает отношения больших сил. У Людогуся громадный недостаток: «поверхностная» голова – маленьких не видно», – писал поэт. К слову, весьма иронично по отношению к самому себе. Конечно, Маяковского нельзя не представить в образе рекламщика (он таким и был!), нельзя не увидеть «Окна РОСТА» – сатирическую серию плакатов, афиш, его поэтического дара политической иронии и сарказма (вспомним его строчки об Антанте).

Маяковский был и остается читаемым поэтом среди совершенно разных поколений, ибо его стих волнует многих. Он метафоричен, дерзок, искренен в дерзости, но и не без провокаций, свойственных молодости и тому бесшабашному и трагическому времени, бурлящему потоку дней и событий. Маяковский был всем – поэтом, художником, скандалистом, революционером, строителем нового мира, любящим и любимым, азартным игроком (на выставке демонстрируются игральные карты), актером и человеком израненной души. Он продолжает жить в наших сердцах и нашем кинематографе (вспомним фильм Бориса Дурова «Не могу сказать «прощай» 1982 года, где звучат стихи Маяковского, положенные на музыку: «Не смоют любовь» и «Ты». Последнее исполняет молодой Сергей Минаев). В 36 лет Владимир Маяковский ушел из жизни, оставив будущим поколениям такие слова:

Грядущие люди!
Кто вы?
Вот – я
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте