search
main
0

Цифровые ресурсы помогают развитию профессиональной компетентности учителя

Что сегодня требуется от современного педагога? Создать условия для раскрытия индивидуальных способностей ребенка, используя современные методы, средства, формы обучения, в том числе дистанционные.

Т​раектория развития образования показывает, что в арсенале учителя есть огромное количество способов реализации этой задачи, в том числе с использованием электронных и цифровых образовательных ресурсов, которые стали важнейшей составляющей всех направлений деятельности современного учителя. Сегодня очень часто звучат ставшие уже привычными аббревиатуры ЭОР и ЦОР – электронные и цифровые образовательные ресурсы, то есть представленная в цифровой форме информация образовательного характера. Для кого-то использование их в практике преподавания и воспитания – личная потребность, для кого-то – выполнение требования администрации, веяний модернизации образования. Тем не менее, как показывает опыт, полноценное внедрение цифровых образовательных ресурсов с их встраиванием в учебный процесс позволяет лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, объективно оценивать качество обученности по предмету и результаты образовательной деятельности, обеспечить построение траектории развития индивидуальных способностей ученика. И как результат – делать свои открытия. В настоящее время современный учитель становится автором-разработчиком собственных ЦОР и активным пользователем уже готовых. Однако в современное время в сети «Интернет» появилось настолько много различных коллекций образовательных ресурсов, что перед учителем стоит задача серьезной фильтрации с учетом особенностей преподавания, класса, планирования, технических возможностей. Кроме того, несистемная работа с этими ресурсами приводит к затрате времени по поиску, анализу, обработке найденных материалов. Сейчас учитель в нашем быстро меняющемся информационном мире, в условиях смены учебников, программ просто не может позволить себе в системе педагогической деятельности отсутствие возможности постоянного обновления методических и дидактических разработок. Для продуктивной работы учителю важно так систематизировать все авторские, свободные к доступу ресурсы, чтобы подготовка к уроку, к выступлению, аттестации была максимально упрощена и при этом обязательно существовала возможность постоянного обновления информации. Над решением этой проблемы работали педагоги школы №185 в рамках инновационной площадки «Социально-педагогические условия развития профессиональной компетентности учителя», а именно над созданием индивидуальной коллекции цифровых образовательных ресурсов учителя (ИКЦОР). ИКЦОР – это систематизированный каталог цифровых образовательных ресурсов (авторских, свободных к доступу, приобретенных), созданный на основе личностного опыта учителя, предполагающий возможность постоянного обновления, дополнения. Создание ИКЦОР – непростая, серьезная работа, предполагающая наличие умений анализировать, рефлексировать, структурировать, огромное количество материала. Несомненно, процесс создания и использования ИКЦОР в педагогической деятельности – важное условие развития профессиональной компетентности учителя, под которой мы понимаем единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, одну из ступеней профессионализма, составляющую основу педагогической деятельности учителя. В результате работы над созданием авторских коллекций составлены методические рекомендации в форме алгоритма и описания работы создания и использования ИКЦОР, выполнение которых позволит воспроизвести деятельность другим педагогом, а соответственно повысить свой уровень профессиональной компетентности.Создание ИКЦОР предполагает несколько законченных этапов:- непосредственная деятельность по созданию ИКЦОР (содержание материалов, структура ИКЦОР, формы представления);- применение ИКЦОР в педагогической деятельности;- экспертиза, трансляция, совершенствование.В основе содержания ИКЦОР могут быть авторские ЦОРы, систематизированные существующие и свободные к доступу ресурсы, приобретенные. Таким образом, этот этап предполагает деятельность по обобщению, выявлению и обработке возможных образовательных ресурсов.После выявления, систематизации в соответствии требованиям учителя необходимо составить структуру коллекции. Мы предложили такую структуру ИКЦОР:- коллектор – содержит материалы общепедагогического (описание и презентация педагогических приемов, техник, методик, технологий) и предметного характера;- рабочие материалы – содержат индивидуальные, разработанные приемы, уроки, внеклассные мероприятия, родительские собрания, выступления на различных мероприятиях, статьи в педагогических и иных СМИ. Здесь не обязательно строго авторские разработки, но и систематизированные и адаптированные на собственный опыт ресурсы, к примеру, часть наших педагогов составляли рабочую программу по предмету, где рядом с темой урока были представлены ссылки (гиперссылка позволяет одним нажатием сразу выйти на необходимый документ или сайт) на авторские разработки по данной тематике и имеющиеся качественные (отработанные и выделенные на собственном педагогическом опыте) ресурсы сети «Интернет» или материалы на специализированных дисках по предмету. Для выполнения подобной работы (как методической, так и технической стороны) были специально организованы обучающие консультации. Кроме того, педагогами были посещены семинары по развитию информационной культуры, где были рассмотрены вопросы соблюдения авторских прав на интеллектуальную собственность;- рекомендации по использованию сетевых ресурсов – содержат ссылки на порталы и сайты общепедагогического или предметного характера, выделенные педагогом на основе личностного опыта.ИКЦОР могут быть представлены в различных формах, удобных для использования не только автором, но и другими членами педагогического сообщества. Документ с гиперссылками или личный сайт педагога с размещенной на нем ИКЦОР вполне для этого подходят.После того как ЦОР систематизированы, структурированы, апробированы, педагог может приступать и к трансляции такого опыта, на основе пожеланий, рекомендаций, личных наблюдений совершенствовать коллекцию в различных направлениях. Поэтому работу над коллекцией никогда нельзя назвать завершенной, как в целом и работу учителя по совершенствованию профессиональных качеств.Возможности использования ИКЦОР не ограничиваются подготовкой и проведением урока, это также внеурочная, методическая, воспитательная, деятельность, часть портфолио как способа представления личного опыта. В пользу деятельности по созданию и использованию ИКЦОР можно представить несколько аргументов. Создание и использование ИКЦОР учителем способствует развитию умений анализировать, обобщать, систематизировать, проектировать результаты образовательной деятельности (собственной и чужой). Создание и использование ИКЦОР учителем упрощает работу по подготовке и проведению уроков, позволяет проводить занятия на высоком уровне в соответствии с современными требованиями. Создание и использование ИКЦОР учителем способствует развитию информационной культуры педагога и как следствие развитию информационной культуры учащихся (что немаловажно в современном информационном обществе). ИКЦОР учителя – позитивный аргумент при аттестации сотрудника, ОУ (возможно, в скором времени не большое количество папок с документацией будут важным показателем профессионализма, а диски с его ИКЦОР).Работа в направлении создания и использования ИКЦОР имеет определенные перспективы в развитии, совершенствовании и трансляции:- ИКЦОР как средство реализации дистанционного обучения в ОУ всеми педагогами школы;- пополнение ИКЦОР разноуровневыми диагностическими работами для реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе;- создание базы предметных авторских коллекций ЦОР;- стажировочная площадка на базе ОУ, проведение мастер-классов, обучения по созданию и использованию авторской коллекции цифровых образовательных ресурсов.Опыт по созданию и использованию ИКЦОР педагогами школы №185 был представлен на городской научно-практической конференции «Индивидуальная коллекция цифровых образовательных ресурсов как механизм определении технологической готовности учителя». Участникам конференции педагоги (Т.Киселева, М.Куликова, И.Милославская, И.Лосева, Е.Барыбина) продемонстрировали систематизированный каталог материалов с гиперссылками на определенные файлы. Все представленные материалы получили высокую оценку всех участников.Уходят на второй план бумажные варианты, приоритетные позиции занимают цифровые возможности оформления документации, дидактики. Созданная авторская коллекция ЦОР – важный показатель профессионализма педагога и может быть также весомым позитивным аргументом при аттестации педагогического работника. На плечах современного учителя лежит большая ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения, граждан нашей страны. И какими мы будем сегодня, какими будут наши уроки, в какой-то степени определит наше будущее.Ф.МАМЕДОВА,  заместитель директора школы №185

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте