В МГППУ состоялся семинар «Влияние информационных технологий и Интернета на развитие современного ребенка» – первый из серии семинаров «Современное детство: теория и практика».
Современное детство разительно отличается от детства наших родителей, бабушек и дедушек. Этот факт часто не заслуживает особого внимания ученых, в то время как он стал основополагающим для любого серьезного исследования детского развития в современном мире. Сегодня любой ребенок чуть ли не с детсадовского возраста живет в двух реальностях, и одна из них – виртуальная, цифровая, искусственная реальность. Дети знакомятся с компьютерами, планшетами, смартфонами. И порой они гораздо быстрее своих родителей становятся грамотными пользователями. Это лишь часть современной ситуации развития, включающей телевидение для детей, новые товары и развлечения и многое-многое другое. Как это формирует психическую реальность ребенка? Какой вклад цифровые технологии вносят в обучение, как влияют на общение детей между собой? Все эти вопросы и множество других, смежных, встают перед исследователями детства и представляют собой настоящий вызов современной науке. Один из путей для поиска ответов – встречи профессионалов самого разного профиля, людей разных поколений, принадлежащих к различным научным традициям. Для того чтобы такие встречи стали возможны, Московский городской психолого-педагогический университет и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» проводят серию семинаров «Современное детство: теория и практика». Руководители проекта: научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, ректор МГППУ Виталий Рубцов, первый проректор МГППУ Аркадий Марголис. Научный руководитель проекта – ведущий научный сотрудник Центра развития лидерства в образовании Института развития образования ВШЭ Катерина Поливанова. Мнения по поводуАркадий МАРГОЛИС, первый проректор МГППУ: – Вообще мы хотим, чтобы в нашем семинаре приняли участие люди разных профессий, понимая, что дети в последнее время существенно изменились, но у нас очень мало эмпирических исследований, которые показывали бы, в чем конкретно эти изменения происходят. Поскольку наш университет не только психологический, но и педагогический, мы во многом связаны с подготовкой педагогов, но абсолютно не понимаем, как готовить педагогов, которые в свою очередь будут изменяться в связи с изменением детей. Мы реализуем совместный проект по модернизации педагогического образования, надеемся, что он будет очень существенной вехой в развитии этого образования, но, на наш взгляд, тем не менее в вузах абсолютно не готовят педагогов к тем изменениям детства, которые произошли.Исак ФРУМИН, научный руководитель Института развития образования ВШЭ:- Во времена нашей научной молодости на семинары в Психологическом институте собирались люди из самых разных мест, я уже не говорю о кружке Щедровицкого, где люди были отовсюду. В последние годы, к сожалению, мы капсулируемся. С МГППУ у нас сложилась хорошая совместная работа, поэтому и родилась система такого совместного семинара, к работе которого, как мы надеемся, присоединятся другие коллеги, в том числе и учителя, и мы будем проводить его не только на наших, но и на других площадках.Когда мы обсуждали, нужен ли такой семинар, то наш интерес был в том, чтобы это было не просвещенческое мероприятие. Нам кажется важным продвижение в некоторых доказательных представлениях о том, что сегодня происходит с детьми и молодежью. Поскольку, как многие из нас замечают, мы живем в период разгула дипломированного мракобесия, привычка к компетентному разговору с какими-то аргументами и доказательствами уже встречается редко (Георгий Щедровицкий замечал: «Мышление встречается так же редко, как танцы лошадей».) Привычка к развернутому доказательному высказыванию все больше заменяется пустой и ни на чем не основанной публицистикой. Поэтому мы рассчитываем, что этот семинар не станет серией связанных докладов, а выстроится некоторый дискус, некоторый систематический разговор. Мы задаем очень простой вопрос, на который, собственно говоря, и рассчитана эта серия семинаров: «Как изменилось современное детство, в чем оно действительно изменилось, насколько реально существенно это изменение?» Это важно, потому что у нас с Катериной Поливановой была полемика, когда мы стали обсуждать, почему наши дети ходят с iPaD. Это как-то повлияет на изменение общества? У нас пока нет таких развернутых доказательств по этому поводу. Мы очень рассчитываем, что те, кто придет на второй семинар из этой серии, останутся и на третий. Не надо рассчитывать только на нас, на то, что мы все придумаем и скажем. Мы ждем, что свои предложения сделают, в частности, молодые учителя московских школ, которые подскажут, кого пригласить, стоит ли устроить виртуальную среду для дискуссий.Катерина ПОЛИВАНОВА, профессор:- Тема современного детства чрезвычайно актуальна, мы хотим, чтобы эту тему обсуждали разные институты, чтобы в них участвовали не только психологи, но и те люди, которые работают с детьми, которые работают в этой сфере, видят, каковы современные дети, чем они отличаются от них самих. Главная интрига заключается нынче в том, что все эти отличия видят, отмечают, но как это «наколоть на булавку», как получить убедительные данные на этот счет? Лично для меня это главный вопрос, главная загадка, поэтому очень важно, чтобы мы вместе нашли ответы на все эти сложные вопросы.Мы все знаем, что детство поменялось, чем старше человек, тем больше у него аргументов на этот счет. Мы открываем любой журнал по психологии или образованию, но видим ли мы следы этого изменения в научных публикациях? Где научные публикации о том, что, например, уровень тревоги у детей 50 лет назад был один, а сегодня совсем иной? Таких публикаций раз-два и обчелся, у меня такое впечатление, что и данные в старых публикациях не очень надежные. Сама постановка вопроса о дельте в серьезном культурологическом аспекте, на мой взгляд, пока не звучит. Это первая проблема и это первая цель нашего семинара.Многие изменения, которые мы сегодня наблюдаем, в том числе и те самые iPaD, с которыми не расстаются наши дети, очень провокативны для людей, которые занимаются детьми. Первая наша нормальная, человеческая реакция – сказать, что для детей это очень вредно. Но дальше мы должны задать вопрос: какие данные у нас есть о том, что это вредно? Если это вредно (или полезно), то в чем конкретно вредно (и в чем конкретно полезно)? Если мы любое наше видовое (я глазами вижу, что это так, у меня есть научные, методологические представления, что это так) будем укладывать в основание наших выводов, если мы не начнем разговаривать об этом с широкой аудиторией, то тогда объективных выводов не случится. Мы хотим по итогам каждого семинара выходить на какие-то исследовательские проблемы: «Что надо было бы исследовать, с какой точки зрения?». Конечно, мы не составим исследовательскую программу по итогам одного такого семинара, но по крайней мере, вероятно, нащупаем те сомнительные с научной точки зрения проблемы, рассмотрение которых чрезвычайно важно. Но мы хотим выйти за пределы чистого академизма, потому что, по моему глубокому убеждению, в последние несколько лет произошел очень большой разрыв между, с одной стороны, натуральными, действенными знаниями практиков, то есть людей, которые каждый день встречаются с детьми, и тем, как это описано. Поэтому мы надеемся, что академические обсуждения будут оплодотворены практическими знаниями, ибо у меня есть сильное ощущение, что они расходятся, что есть развивающаяся замечательная практическая психология или новое образование в его меняющихся формах, но мы не понимаем, как это описывать на языке науки. Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) и НИУ «Высшая школа экономики» приглашают всех желающих – учителей, психологов, студентов и аспирантов, молодых ученых, представителей органов образования – принять участие в работе постоянно действующего семинара «Современное детство: теория и практика». Цель проекта – привлечь профессиональную аудиторию к обсуждению проблем развития и обучения современных детей и подростков. Каждый семинар состоит из вводной части (введения в проблематику), представления эмпирических данных нескольких исследований, времени на дискуссию и финальной части – формулирования исследовательских вопросов по данной проблематике.Подробную информацию о планируемых темах семинара можно найти на сайте МГППУ (http:// mgppu. ru) и Фейсбуке (https://www.facebook.com/events/304081223108696).Ваши предложения ждем на почте: modernchildhood@mail.ru.
Комментарии