Утверждать, что сегодняшние школьники – это «цифровые дети»,я могу на основе личного опыта. Приходя в 1-й класс, не умея читать и писать, они могут с легкостью показать, как включить или даже настроить видеокамеру или фотоаппарат. Я решила, что это умение стоит использовать в школьной жизни, на уроках и вне их.
Мои ученики в первый раз взяли фотоаппарат в руки, когда 1 сентября мы проводили экскурсию по школе. Тогда-то и выяснилось, что многие из учеников прекрасно управляются с цифровой техникой. Я обработала детские фотографии и вставила их в презентацию. Это наша первая общая работа – дети фотографировали, а я сделала хорошую презентацию, которая сохранила для нас память о первых школьных днях.
А дальше – больше, изучая азбуку, мы создавали альбом. Ученик моделировал букву (из конструктора или пластилина), затем просил одноклассника сфотографировать его с буквой. Таким образом, мы собрали целый альбом фотографий, который можно назвать и «Азбукой».
Среди проектов, с которыми я познакомилась на портале Регионального ресурсного центра по введению ФГОС НОО, был проект «Скороговорки». Я решила выполнить его вместе с детьми. Для работы в этом проекте мы использовали видеокамеру. Ученики выучили скороговорки и с большим интересом записывали друг друга на камеру, просматривали записи, обсуждали достигнутые результаты. Эта работа помогла им со стороны увидеть свои недостатки и зафиксировать время, за которое они рассказали скороговорку. Конечно, ребята могли удалять кадр и перезаписывать снова и снова. Лучшую запись они показывали мне, чтобы я могла оценить их старания.
Цифровая видеозапись помогла нам и на уроках литературного чтения, когда осуществлялась проверка техники чтения. Ученик садился перед компьютером (у нас это мобильный компьютер MacBook) и, нажав кнопку «Запись», начинал читать текст. При таком подходе к проверке техники чтения мы можем организовать деятельность так, чтобы ученик читал в спокойной обстановке и никто не нарушал его личное пространство. Учитель имеет возможность сделать анализ техники чтения в удобное для него время и сохранить для себя не только численные результаты проверки, но и саму запись, которую можно будет использовать в работе с логопедом и родителями, а также при последующей проверке.
Убедившись в том, что дети легко работают с цифровой техникой, мы придумали проект «Мой район», который выполняли во внеурочное время. Ученик, взяв фотоаппарат, должен был сфотографировать какую-нибудь достопримечательность во время прогулки по своему району. На уроке по окружающему миру он показывал свои фотографии и рассказывал, что это за место и чем оно знаменито в районе. Работа над этим проектом напомнила мне давно волновавший меня вопрос: как научить современных детей увидеть и оценить красоту окружающего мира, а особенно родной природы? Решение я нашла в проекте «Осенние изменения в природе».
Теперь для детей было не в новинку идти на прогулку, вооружившись цифровым фотоаппаратом. Цель такой прогулки – найти осенние изменения в природе и зафиксировать их с помощью цифровой камеры. Сделав несколько фотографий, ученик приносит их в школу. Здесь мы начинаем просматривать и обсуждать их, составлять слайд-шоу, иллюстрирующие осенние изменения в природе. Дополнив их стихами, рассказами и музыкой, мы получили замечательные работы, которые с удовольствием просматривали на уроках литературного чтения и окружающего мира.
Школа – маленькая модель нашего мира. В ней нельзя обойтись без современных технологий. Выпускники должны пользоваться не только базовыми предметными знаниями, но и сочетать их с высокими технологиями. Наша задача – не скрывать от детей двери в большой мир!
Комментарии