Насколько хорошо школьники ориентируются в цифровом пространстве? Вопреки устоявшемуся мнению, будто современные дети по умолчанию овладевают гаджетами лучше их родителей, а также чувствуют себя в Глобальной паутине очень комфортно, каждый второй школьник признается, что испытывает трудности в работе с цифровыми устройствами и потребляет слишком много ненужной информации в Интернете.
Онлайн-школа Skysmart опросила 2,3 тыс. российских школьников 5-11‑х классов из разных регионов РФ на предмет их цифровой грамотности: насколько хорошо они ориентируются в цифровом пространстве, как работают с информацией, как решают свои учебные задачи в цифровой среде и могут ли противостоять киберопасностям.
Согласно полученным в результате опроса данным дети достаточно свободно чувствуют себя в том, что касается генерации фото- и видеоконтента, но часто теряются в вопросах, связанных с использованием цифровых инструментов для выполнения учебных задач.
Три четверти учащихся (74,7%) могут смонтировать видеоролик на телефоне, не используя встроенные возможности TikTok, 66% могут обработать фотографию с помощью программ на компьютере (Photoshop или аналогичных), 59,4% могут смонтировать видеоролик на компьютере. Больше половины (58,8%) при этом совершенствуются и изучают, как обрабатывать фото и/или видео.
Почти каждый четвертый (29,6%) отметил, что часто отвлекается на объявления сторонних сайтов в Интернете, а половина (50,6%) школьников регулярно осознают, что просматривают много ненужной информации. 40% детей не дали утвердительного ответа на вопрос о том, что в школе, в семье или на каких-либо курсах их научили отличать правдивую информацию от ложной.
Не умеют производить простые расчеты по формулам в Excel или аналогичной программе 60,3% опрошенных, а каждый второй не справился бы с задачей отсортировать список по алфавиту или стоимости. Только 39,2% могут настроить совместный доступ к своему документу в GoogleDocs, а сконвертировать файл из одного формата в другой (например, .doc в .pdf) умеют лишь половина респондентов. При этом только 26,2% готовы изучать эффективное использование Excel и признают, что подобные программы дают много возможностей для учебы.
«Принято считать, что раз нынешние школьники рождаются с телефоном в руках, значит, и разбираются в технологиях, – отмечает руководитель академического блока онлайн-школы для детей и подростков Skysmart Ольга Лаврентьева. – Исследование показывает, что одно от другого не зависит: digital native («цифровые аборигены». – Прим. ред.) хорошо работают с визуальным контентом, но не в полной мере пользуются возможностями технологий для эффективного обучения.
Андрей НЕСТЕРОВ
Комментарии