Цифровизация, цифровое поколение, цифровая экономика делают нашу жизнь совершенно другой. О том, как подготовиться к этим явлениям, мы говорим с доктором психологических наук, профессором факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, членом-корреспондентом РАО Галиной СОЛДАТОВОЙ.
– Галина Владимировна, давайте начнем с самого понятия, что такое цифровая социализация? – Подрастающее поколение уже давно живет на два дома – реальный и цифровой. Постоянно увеличивается количество времени, которое дети проводят в Интернете: за семь последних лет доля школьников, ежедневно проводящих в среднем более 5 часов в Интернете, выросла почти в семь раз – в 2009 г. таких детей было 8%, в 2016 г. – каждый второй (52%). Современные школьники воспринимают Интернет не как набор технологий для получения информации и осуществления коммуникации, а как свою среду обитания. ИКТ существенно расширяют пространство, в котором живут современные дети. Они не только определяют структуру деятельности ребенка в онлайне, но и влияют на его деятельность в офлайне. А это означает, что ИКТ сегодня – важнейший агент социализации, который начинает конкурировать с семьей и школой. Все это создает новую социальную ситуацию развития современных школьников и дошкольников, в которой важнейшей координатой становится ИКТ, и в первую очередь Интернет. Четырехлетний ребенок пишет e-mail Деду Морозу, потому что набирать слова на компьютере уже умеет, а рукой писать – нет. Это лишь одна из тысячи иллюстраций специфики новой социальной ситуации развития в век цифровизации. Психологи рассматривают Интернет как культурное орудие, которое способствует порождению новых форм деятельности, культурных практик, новых феноменов, значений и смыслов. С воцарением Интернета мир уж точно никогда не будет прежним, и сегодня мы говорим о цифровом детстве как особом историческом этапе детства. Для того чтобы стать полноценным гражданином современного общества, необходимо овладеть навыками успешной жизни в этом новом смешанном мире. А значит, традиционные формы социализации начинают все чаще соседствовать, вытесняться и замещаться новыми формами приобретения необходимых знаний и навыков – цифровой социализацией. Соотношение традиционного и цифрового находится в постоянной динамике, оно меняется, но не в пользу традиционных форм. Важно понимать, что поколение Z, а это те, кто родился начиная примерно с 2000-го, – последнее поколение, образ жизни которого формируется все еще в первую очередь на основе традиционных форм социализации, а не цифровых. Это поколение в каком-то смысле переходное, и наша задача – родителей и педагогов – сохранить в нем больше традиционного и человеческого, понимаемого в этом случае как противостоящего технологическому. Ведь в соответствии с прогнозами штатных футурологов крупнейших IT-компаний дети развитых стран, которые пойдут в сентябре в первый класс, всего лишь через 13-15 лет будут жить уже в состоявшемся мире Интернета вещей – в «умных домах», «умных школах» и «умных городах», будут иметь «умные тела» и цифровые личности, сформированные в процессе цифровой социализации. От того, насколько человечны будут эти цифровые личности, без преувеличения, зависит будущее человечества. – Каковы главные векторы цифровой социализации? Как меняется сознание детей в связи с цифровой социализацией? – Уникально каждое новое поколение. Но дети, родившиеся уже в новом тысячелетии, по степени уникальности, похоже, превзойдут всех предшественников. Кардинально другие инструменты и способы получения информации, принципиально другие системы коммуникации, смешанная реальность не могут не влиять на развитие ребенка. Можно выделить четыре основных направления изменений и векторов развития современного ребенка, определяемых цифровой социализацией. Во-первых, это изменения высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие, речь) – основных психических процессов, которые лежат в основе жизнедеятельности человека. В соответствии с культурно-исторической теорией Выготского они социальны по происхождению, так как формируются обществом и его культурой и развиваются в непосредственном взаимодействии ребенка и взрослых, а также детей между собой. Сегодня в процесс развития этих функций у детей все с более ранних лет начинает вмешиваться Интернет, который сам по себе всего лишь технология, но открывающая огромные возможности и поэтому крайне влиятельная. В науке появляется все больше эмпирических доказательств, что интенсивная цифровая стимуляция не проходит бесследно для развивающихся психических процессов. Во-вторых, изменения механизмов формирования личности ребенка. Особый интерес здесь представляют идентичность, накопление социального капитала, статусность, репутация, а также личностные и индивидуальные особенности детей – пользователей Интернета. Когнитивные и личностные изменения, которые определяются длительным погружением детей в онлайн-среду, находят свое яркое воплощение в порождаемых ею феноменах: интернет-зависимость, многозадачность, приватность, фейсбук-депрессия, номофобия, синдром фантомного звука, селфизм, медиавирусы, интернет-мемы, киберсуицид и др. Педагогам важно знать, как проявляются эти феномены в поведении ребенка и к каким последствиям приводят. И тут очень много новых эмпирических фактов. Подростки, формируя идентичность, готовятся к взрослой жизни и копят социальный капитал в сетях. 40% подростков имеют более 100 друзей в Интернете. Почти каждый десятый – более трехсот. При этом почти у четверти детей число френдов уже превосходит среднее число Данбара для взрослых – около 150 социальных контактов, которые среднестатистический человек в состоянии хоть как-то поддерживать.В-третьих, изменяются формы взаимоотношения с окружающими людьми: Интернет для детей и подростков в первую очередь служит площадкой для коммуникации, на которой они учатся новым (нетрадиционным) формам общения. Это касается как позитивных отношений (дружба, отношения привязанности, симпатии, любви), так и негативных, связанных в первую очередь с агрессией. Агрессия, которая всегда была свойственна природе человека и которую человечество с помощью культуры веками загоняло в приемлемые рамки, в Интернете получает новые широкие возможности проявления. Помимо разных причин в большой степени этому способствует зачаточное состояние культуры повседневного общения в Сети. В-четвертых, под влиянием онлайн-среды происходят изменения принятых в культуре социальных практик. Интернет, выступая в качестве культурного орудия, дает возможность решать возникающие перед детьми задачи новыми, а не традиционными способами деятельности. Марк Пренски, автор крылатой метафоры «цифровые аборигены», уже более 10 лет назад заявил, что «они все делают по-другому»: иначе коммуницируют, обмениваются, оценивают, занимаются творчеством, знакомятся, играют, учатся и т. д. Но мы только начинаем подступаться к изучению этой новой детской культуры цифровой повседневности. Не получается бежать впереди паровоза, хотя мы и должны, учитывая, что темп изменений в сфере современных инфокоммуникационных технологий в 3-4 раза выше, чем в любой другой быстро развивающейся области техники или промышленности. Все вышесказанное определяет главный гуманитарный вызов ХХI века всем взрослым в этом мире – изменяющийся ребенок в стремительно изменяющемся мире.Сегодня невозможно с высокой степенью определенности ответить на вопрос, происходят ли эти изменения в худшую или лучшую сторону, какие воздействия могут быть положительными или отрицательными. Вопрос об изменениях в психическом и личностном развитии, процессах социализации детей и подростков нельзя ставить оценочно, так как результат изменений скажется через много лет. В то же время крайне необходима организация комплексных междисциплинарных исследований по оценке влияния технологических изменений на детей и подростков. Такой анализ может не только убедительно показать обоснованность тех или иных страхов, но и дать надежную основу для образовательной политики. Возможно, что через некоторое время те изменения, которые сегодня нас тревожат, окажутся факторами перехода к новому качеству жизни и залогом успеха в близком уже мире интернета вещей или в более отдаленном будущем нейронета. – К сожалению, Интернет – это не только благо. Какие основные риски и угрозы, связанные с Интернетом, вы видите?- Когда мы в 2009 г. провели свое первое исследование детей – пользователей Сети, то обнаружили, что они по сравнению со взрослыми достаточно отчетливо обозначили Интернет как небезопасную зону, оценив его с этой позиции наравне с улицей. С этого момента мы сфокусировались на систематизации наблюдений за онлайн-рисками. Источник важной информации об этом – наша линия помощи «Дети онлайн». Посредством ее мы уже восемь лет получаем в режиме реального времени постоянную обратную связь от детей и взрослых со всех уголков страны по проблемам, возникающим в Интернете. Анализ почти 20000 звонков и электронных сообщений, а также наши исследования использования детьми и подростками Интернета позволяют отслеживать риски и их эволюцию в онлайн-пространстве. Классификация, которая сейчас уже общепринята, включает пять типов рисков: контентные, коммуникационные, потребительские, технические и риски интернет-зависимости. Контентные риски возникают при столкновении с противозаконной, неэтичной и вредоносной информацией в Сети (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на различные ресурсы). К такой информации относятся: агрессия, эротика, порнография, нецензурная лексика, информация, разжигающая расовую ненависть, пропаганда анорексии, булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ. Подобный контент можно встретить на различных сайтах и в социальных сетях. Коммуникационные риски возникают в процессе общения и взаимодействия людей в Интернете. В их числе кибербуллинг, сексуальные домогательства, груминг, секстинг, нежелательные знакомства в Сети, встречи с интернет-знакомыми в реальной жизни. С подобными рисками можно столкнуться при общении в онлайн-мессенджерах, социальных сетях, на сайтах знакомств, форумах, блогах и других ресурсах. Потребительские риски возникают в процессе приобретения товаров и услуг через Интернет. В их числе: купить товар низкого качества, контрафактную и фальсифицированную продукцию, потерять денежные средства или стать жертвой мошенников, использующих персональные данные онлайн-покупателей. Технические риски – опасность повреждения программного обеспечения компьютера, хищения или нарушения конфиденциальности личной информации посредством взлома с использованием вредоносных программ. Интернет-зависимость – непреодолимая тяга к чрезмерному использованию Интернета. В подростковой среде проявляется в форме увлечения играми, навязчивой потребности к общению в чатах, круглосуточном просмотре фильмов и сериалов в Сети. Для детей на первый план выходят не контентные риски, которые больше всего беспокоят взрослых, а коммуникационные. Они все последние годы держат первенство в рейтинге онлайн-угроз. Это недопонимание приводит к выбору неэффективных стратегий родительской медиации: родители в первую очередь стремятся контролировать время, которое дети проводят в Сети, и посещаемые ими ресурсы, и гораздо меньше думают о том, с кем они общаются. Появляются новые возможности – возникают новые риски или модифицируются старые. Если раньше большая часть обращений по коммуникационным рискам была связана в основном с кибербуллингом, то сейчас на передний план выходит беспокойство родителей рекрутингом подростков в опасные и экстремистские сообщества и пропагандой нездоровых, незаконных действий в виртуальных сообществах. Негативный контент переместился из открытых источников (форумы, сайты) в закрытые от посторонних группы в социальных сетях, где юные пользователи не только его потребляют, но чаще всего именно сами становятся его создателями. Среди потребительских рисков фокус сместился от проблем, связанных с платными подписками, либо навязанными мошенниками, либо оформленными по невниманию, к проблемам, возникающим в результате онлайн-покупок товаров и приложений. В сфере технических проблем мы наблюдаем небольшое снижение обращений по проблеме столкновения с вредоносными программами. При этом все чаще юные пользователи обращаются по проблемам освоения новых моделей электронных устройств, новых программ и приложений. Что же касается интернет-зависимости, то процент обращений по этому типу риска не меняется (9-10%), содержание проблем тоже не претерпевает изменений. Однако мы наблюдаем увеличение запросов уже от родителей дошкольников, которых беспокоит чрезмерное увлечение их детей цифровыми устройствами.Беспокойство взрослых порождается не только естественной заботой, но и различными страхами. Один из них – ювенойя – страх за подрастающее поколение – был во все времена, но в сетевое столетие его центральной темой стала проблема безопасности детей в Сети. Один из главных векторов, который здесь вырисовывается, – современные общества устанавливают для детей новые и все более широкие правила и нормы безопасности: все свое время дети проводят под жестким контролем. Когда взрослых охватывает ювенойя, они должны помнить, что риск – неотъемлемая часть формирования личности и обязательное условие успешной адаптации ребенка в мире. Детям не нужна чрезмерная безопасность. Нормальное детство – это преодоление рисков, а не их устранение.
Комментарии