search
main
0

Цифровой век российской школы

Сейчас мы в основном перешли на новый стандарт начальной школы. И он действительно успешен не только в смысле рапортов начальству, но и на самом деле. Прежде всего скажу, что это так в Москве. В столице, как говорится, получилось лучше, чем всегда.

Переход на федеральный государственный образовательный стандарт – системная трансформация пока начального образования, он базируется на всем том, что нужно для такой системной трансформации. Недостаточно просто эксперимента, недостаточно хорошей идеи, недостаточно прекрасного учебника, нужно иметь, как мы понимаем, и требования на федеральном уровне в форме ФГОС. Мы получили от Правительства Москвы поздновато, но почти вовремя, необходимое оснащение, работаем с информационной средой для деятельности образовательной организации. Для нас это было ключевым элементом. Информационная среда была создана исходно для решения одной задачи – обучения детей-инвалидов в рамках большого президентского проекта, который идет во многих ваших регионах. Регионы использовали то, что было сделано в Центре образования «Технологии обучения», это потом было распространено на весь город Центром информационных технологий и учебного оборудования, сочетается с теми средами, которые использует Московский институт открытого образования.

Мы должны констатировать, и это имеет непосредственное отношение к проблеме стандартов, что начался цифровой век российской школы, которая базируется на той самой информационно-образовательной среде, в которую погружена деятельность учащегося. Все меньше и меньше делается на бумаге, все больше и больше – на экране, происходит взаимодействие между учителем и учениками, идет управление образовательным процессом, взаимодействие с методическими службами, которые могут видеть, что же происходит в школе, не выезжая, не устраивая открытых уроков и инспекторских проверок. Министр образования Москвы Исаак Калина настаивает на том, чтобы радикально сократить количество запросов к школам, чтобы все о школе было видно на сайте, и это принципиальная позиция. Школа должна быть прозрачной, понятной и привлекательной для родителей, для общества, для начальства. Повышение квалификации, конечно, нельзя полностью перенести в дистанционную среду, но то же необходимо использовать в информационной среде.

История тех идей, которые легли в основу стандартов, вытекает из психолого-педагогической российской традиции, но в той же степени она вытекает из той технологи-зации, которая возникла начиная с середины 80-х годов в российском образовании, в частности, в Российской академии наук, в концепциях, которые делали для Москвы, в Школе информатизации, в проекте «Школа будущего», когда проектировали образовательную среду, новое содержание московского образования по инициативе тогдашнего мэра Юрия Лужкова. Тогда возникло целое поколение учителей – несколько сотен из многих тысяч московских педагогов, которые фактически уже работали по новому стандарту. Вся эта группа оказалась включенной в проектирование пути реализации стандарта в городе, включая проектирование обучения наших учителей.

Учитель, придя в систему повышения квалификации, более не слушатель, а обучающийся, то есть человек, который активно формирует себя и свою профессиональную деятельность. В обучении учителей мы используем каскадную подготовку, ее первый круг построен так, чтобы учителя понимали, как устроен стандарт, как по нему работают. Им об этом рассказывают учителя, которые работали по новому стандарту, а также идеологи стандарта – профессора, академики,

инноваторы. К моменту введения нового стандарта мы уже имели опыт реализации идеологии школы будущего, разработки школы «Сколково». Началось обучение учителей весной, перед первым введением стандартов, и продолжается по сей день. То есть те, кто пришел в повышение квалификации, остаются учащимися, учителями и, наверное, уже останутся ими всю жизнь.

Мы выбрали в городе 186 общеобразовательных школ, в которых в большинстве уже были те учителя, которые что-то понимали о стандартах, учитывали выбор администрации школы и выбор учителя. Не из каждой школы и не все учителя пришли учиться -это было примерно 12%, такая магическая цифра инноваций, которая была выбрана и в нашем регионе. Дальше начался уже второй круг, где мы опирались на стажировоч-ные площадки, начавшие реализацию ФГОС в первый год, это было ключевым элементом нашей работы по повышению квалификации. То есть мы опирались действительно уже не на профессоров и доцентов МИОО, а на те самые школы, которые уже работали по стандартам.

Должен сказать, что нормативная база дополнительного профессионального образования – один из самых непроработанных и дремучих участков российского образовательного законодательства, поэтому само по себе понятие стажировки, которое прописано там, не то понятие, которое мы использовали по отношению к стажировочным площадкам. Стажировочные площадки у нас реализовывали концепцию непрерывного образования, оформленную как повышение квалификации, переходящее в переподготовку и имеющее сопровождение методистов. Структура выхода в стажировочную площадку (и сейчас это используется не только во ФГОС, но и в других наших модулях повышения квалификации) – входное занятие, совместная деятельность, когда ставятся задачи приходов на стажировоч-ную площадку, когда идет последовательность чего-то вроде открытых уроков, где очень активное участие принимает тот, кто повышает квалификацию на базе стажиро-вочной площадки. Завершается все осмыслением, выходом, то есть совместной рефлексией.

Если говорить о содержании, то для большинства учителей все начиналось с модуля вхождения в информационную среду, затем психолого-педагогического компонента, где ключевым стало понятие формирования универсальных учебных действий. Инструментарием для этого формирования были средства информационно-коммуникационных технологий. Важно то, что мы психологически перестроили учителя, предлагая ему начинать в школе не с прописей, а с действительно современной образовательной деятельности, современной образовательной среды, понятной и привлекательной для учащегося.

Мы сейчас много работаем с регионами, наш опыт в какой-то степени используется в самых разных местах России, мы готовы к этому и в дальнейшем, чтобы знакомить с тем, что происходит в московских школах, с тем, что делает современной нашу систему дополнительного профессионального образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте